Дэвид Кроненберг давно мне нравится как режиссёр — ещё с тех пор, как снял «Мёртвую зону» по Стивену Кингу. Поэтому я решила посмотреть «Опасный метод». Признаюсь, смотрела с пристрастием, поскольку Карл Юнг мне интересен как мыслитель, а его мемуары произвели на меня неизгладимое впечатление. Майкл Фассбендер в главной роли показался мне убедительным. Он достаточно умён и эмоционален, ему веришь. А в гриме даже внешне похож на своего героя. Немного разочаровала Кира Найтли. Она хорошая актриса и просто красивая женщина, очень люблю её Лару из «Доктора Живаго». Но в начале фильма показалось, что она немного переигрывает, двигая нижней частью лица наподобие космического монстра Чужого.
Может быть, эта аналогия неслучайна. На людей с психическими отклонениями всегда смотрели с подозрением. У нас в стране они считались кликушами и юродивыми, а местом их обитания нередко становилась церковная паперть. За границей истерию лечили с помощью душа Шарко, а шизофрения становилась для человека пожизненным приговором. Карл Юнг со своим «Опасным методом» смог вплотную приблизиться к расшифровке этого заболевания. Он впервые посмотрел на пациента не как на изгоя и дефективное существо, а как на личность. Некоторые осуждают Юнга за то, что он вступал в интимные отношения с пациентками. Но я бы взглянула на это с другой точки зрения.
Думаю, эротоманом он не был. В некоторых случаях, как, например, с Сабиной Шпильрейн, важно было увидеть в пациентке женщину. Это становилось началом излечения — девушка понимала, что она тоже человек и переставала чувствовать свою ущербность. Кроме того, Сабина была явно из тех женщин, которым необходима хорошая порка. Кого-то это шокирует, но я убеждена, что «Опасный метод» приносил свои плоды. Однажды Юнг вылечил пациентку, обвинив её в убийстве; в другом случае исцелил мужчину от алкоголизма, посоветовав его чрезмерно властной матери уволить его с работы; в третьем — рекомендовал одержимой флиртоманией задуматься о духовной сфере, поскольку в её роду были святые. К каждому нужен свой подход. Кроненберг часто говорит со зрителем полунамёками.
В фильме, конечно, много сокращений. Трудно втиснуть отношения Фрейда и Юнга в час сорок экранного времени. И самая суть их расхождения показана весьма условно. Фрейд слишком заботился о своём авторитете — и поэтому потерял его в глазах самого способного своего ученика. Фрейд не одобрял увлечения Юнга оккультизмом — верой в сверхъестественное. И, наконец, Фрейд считал многих пациентов недочеловеками, с чем не мог согласиться Юнг. Вопрос «Как Вы можете общаться с таким феноменально уродливым существом?» от родоначальника психоанализа вбил клин между Учителем и Учеником.
Кстати, я убедилась в психологическом таланте Майкла Фассбендера, когда увидела, как он беседует с одной русской старушкой. Актёр был настолько прост и обаятелен, что я поняла: передо мной — двойник Карла Юнга. Вигго Мортенсен — неплохой актёр, но я вижу Фрейда по-другому. Мне кажется, в этой роли был бы убедительнее Дональд Сазерленд. На Сабину Шпильрейн очень похожа молодая Наталия Бондарчук. А ещё, как ни странно, Сабину могла бы сыграть Одри Хёпберн с её сверхэмоциональностью и нотками мазохизма. Жаль, что Машину Времени пока не изобрели.