«1941» — это сумасбродная военная комедия 1979-ого года от самого, пожалуй, известного и уважаемого режиссера 20-ого века Стивена Спилберга («Война миров», «Особое мнение»), человека, который для мирового кинематографа сделал не меньше чем The Beatles для рок-музыки. Мне, в связи с этим, всегда вспоминается шутка на одной из церемоний «Оскар», которая звучит навроде так: «Если в Голливуде начнется землетрясение, спасаем сначала Спилберга, а всех остальных потом».
Это единственная чистой воды комедия в фильмографии этого гения, но при этом снятая опять же масштабно, с размахом и как говорится по-спилберговски, в которой он во всю порезвился и поигрался со всевозможными разрушениями, эффектными взрывами, авиабомбардировками, с зенитной установкой и даже с японской подлодкой. Эта история о событиях, которые происходят в городе Лос-Анджелес спустя шесть дней после нападения японцев на «Перл Харбор», где разворачивается самая настоящая паника и хаос после ряда забавных и нелепых случайностей, из-за которых весь город безосновательно начинает готовиться к якобы очередной и грядущей атаке японцев. Сценарий к этой ленте написали в сотрудничестве Боб Гейл («Назад в будущее», «Трасса 60»), Джон Милиус («Грязный Гарри», «Апокалипсис сегодня»), и ставший впоследствии не менее выдающимся режиссером Роберт Земекис («Форрест Гамп», «Назад в будущее»), которые взяли за основу реальный случай, когда в 1941-ом году японская подлодка каким-то образом добралась до берегов США и взорвала там парк развлечений, и превратили эту историю в динамичную и по-хорошему абсурдную комедию-фарс, постебавшись заодно лихо и над собственной армией, и над уже привычным пафосом военного кино, а самого Спилберга на момент съемок многие усиленно отговаривали вообще ставить этот фильм, упрекая его в непатриотичности. Как следствие в американском прокате фильм провалился, американцы, увы, не могли оценить подобный юмор, но в мировом прокате лента прошла прекрасно, дав молодому тогда Спилбергу не упасть финансово в грязь, и благодаря возможно именно этому факту на свет появился его следующий великий и вневременной фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (поговаривают что готовится к съемкам уже 5-ая часть).
В «1941» подобрался потрясающий и разношерстный актерский каст, из которого особенно запоминаются колоритный Джон Белуши («Братья Блюз») в роли крутого и безбашенного лётчика-капитана «Дикого Билла» Келсо, великолепный Дэн Эйкройд («Охотники за привидениями»), сыгравший Френка Три, командира группы солдат, на протяжении всего фильма пытающийся их примирить, Тосиро Мифуне («Расёмон») в роли сурового командира японской подлодки Акиро Митамура, Слим Пиккенс («Мистер Миллиард») в роли придурковатого торговца ёлками, по случаю ставшего пленным японцев, отожгли и Нед Битти, Джон Кэнди, Кристофер Ли, Ненси Аллен, Трит Уильямс и даже на пару секунд появился здесь совсем молоденький Микки Рурк.
«1941» — это недооцененная в свое время и редкая изюминка от большого и великого режиссера, который, как выяснилось, попробовал себя блестяще практически во всех жанрах кино.