Рождество — один из тех праздников, которые ожидаешь в зимний период, именно Новый год и Рождество придают жизни немного красок и эмоциональности, особенно если смотришь какой-нибудь лихой боевик, которому в прошлом году стукнуло тридцать лет и так вышло что я словил эту ностальгическую волну прямо в канун Грегорианского Рождества и посмотрел первый фильм тогда же, когда его посмотрел какой-нибудь американец, у них этот фильм, всё равно что у нас под новый год «Ирония судьбы». Пересмотрел с удовольствием, заодно оценил и возможности своего нового пятидесяти дюймового телевизора. Далее поделюсь впечатлениями от просмотра и мыслями по этому поводу.
События разворачиваются вокруг копа из Нью-Йорка в отпуске, известного как Джон МакКлейн. Он приезжает в Лос-Анджелес по приглашению своей жены, чтобы отпраздновать с детьми Рождество. Единственный день, когда он не занимается патрулированием улиц и не ловит преступников. В аэропорту его встречает водитель лимузина и отвозит его в Накатоми-плаза. Тем временем сотрудники готовятся праздновать, Холли Дженейро занимает не последнюю должность и весьма преуспевает в жизни. Но конечно же, праздник будет испорчен Нордическими грабителями (как минимум двое шведов и датчанин в компании злодеев присутствуют). Фильм вышел тридцать лет назад и долгое время являлся законодателем мод, а в 2013-ом году два типажа близких к МакКлейну спасали Белый дом от террористов. У фильма была куча подражателей, но никому так и не удалось переплюнуть по качеству первые три фильма. Кто бы что ни говорил, а они действительно получились с душой. Главному же герою должен и злодей быть соответствующий, но как мне кажется Ганс Грубер до сих пор остаётся самым сильным злодеем франшизы, потому что никто так умело не прикрывал свои обыкновенные, в чём-то даже тривиальные цели. Сюжет крепкий, не ломается как карточный домик, не перегружен излишними подробностями, всего в этом фильме достаточно, особенно хороши остроты МакКлейна, он из тех времён когда над диалогами и персонажами действительно работали. Сюжету ставлю четыре звезды, есть о чём посмотреть.
Критерий зрелищность отвечает на вопрос «на что мы должны смотреть», то есть как хорошо создатели справились с визуальной частью. И тут фильм также хорошо выступает. Операторская работа оценивается мною в положительном ключе. Камеру хоть немного сотрясает порой, но не так катастрофично, чтобы это сказывалось на картинке. В кадре нет ничего лишнего, хорошо чередуются крупные и дальние планы, органично вплетены в монтаж сцены с закатами, рассветами и видами на Лос-Анджелес, хоть таких сцен и немного, но они имеют место быть. Постановка перестрелок и динамика экшн-сцен являются тем крючком, на который до сих пор цепляется зритель. Много взрывов, битого стекла и разодранные в кровь ступни главного героя, огромное желание закурить от навалившегося стресса и полное понимание того, что в одиночку не справится. Расстрелянные гильзы валяются на полу в хаотичном порядке, новые появляются даже быстрее, чем главный герой успевает перезарядится. Вот-вот оставят силы, но герой Америки берёт волю в кулак и продолжает дальше планомерно истреблять зло в лице наёмников Грубера. Здесь есть на что посмотреть, до сих пор этот фильм не выглядит устаревшим и каждое Рождество хочется наслаждаться тем как филигранно обманывает всех злодей и как красиво рушится башня Накатоми, в этом тоже есть своя определённая красота. За зрелищность фильм получает твёрдую пятёрку.
Актёрская игра также заслуживает похвалы. Брюс Уиллис прославил себя после роли в этом фильме, потому что он хорошо воплотил на экране образ Джона МакКлейна, за столько лет уже полюбившийся нам по своим подколкам, маленьким неудачам в семейной жизни, вроде чрезмерной отдаче своей работе. Драма главного героя заключается не только в семейных неудачах, но и в том он что он оказывается в неподходящем месте в неподходящий момент и досадовать на копов, которые прежде чем окажут какую-то реальную помощь должны попасть под перекрёстный огонь. Алан Рикман сыграл Ганса Грубера и на момент выхода фильма был немного маститее Брюса Уиллиса, кульминацией игры актёра является сцена, где Грубер остаётся один на один с МакКлейном и выдаёт сильные способности к перевоплощению. Из второстепенных персонажей интересными смотрятся Бонни Беделия и Уильям Этертон, первая проявляет находчивость и эта сцена стала объектом цитирования (одна из серий сериала «Касл»), второй же здесь обладает чуть меньшим хронометражем, но актёру хватило времени чтобы показать готовность журналиста Торнбурга идти по головам ради сенсации. Игру актёров оценю пятью звёздами.
Музыка и звук в этом фильме потрясающие, композитор создал великолепную компиляцию из сопроводительных звуков и рождественских мелодий, каждая из них создаёт нужное настроение, особенно понравилось как звучат взрывы и выстрелы, вообще монтаж звука и распределение его по хронометражу находятся в правильном соотношении, в усилении темпа повествования она играет не последнюю роль. Украшением финальных титров стала композиция «Let it snow». Все элементы звучания органично вплетены в общую картину. Каждая из мелодий просится в ваш плейлист Оценю в пять звёзд.
Вердиктируя. Классика жанра боевик стала ещё одним фильмом, которые можно посмотреть в рождественские каникулы и при этом не поперхнутся фисташковым мороженым. Не знаю почему я вбросил эту фразу, но когда-нибудь найду этому объяснение. Динамичный, неглупый боевик с харизматичным злодеем и проработанным антуражем, с атмосферой большого ограбления за которым не устаёшь наблюдать даже спустя тридцать лет, король среди боевиков о тех, кому не нужно надевать костюм чтобы защитить этот мир, ведь герои боевиков вроде МакКлейна или Рэмбо не убиваемы, они всегда найдут способ вернутся. Рекомендую к ознакомлению ценителям хороших боевиков. Всем добра и приятного просмотра!