В далеком 1954 году жестокое убийство Хоноры Рипер, совершенное двумя школьницами, потрясло Новую Зеландию.
Спустя сорок лет, в 1994 году, интерес к этой истории разгорелся с новой силой, когда стало известно, что одна из участниц тех событий, Джулиет, живет в Британии и пишет мистические детективы под псевдонимом Энн Перри. О её подруге, Полин, сведения довольно противоречивы: по одной из версий она так же сменила имя и переехала в Британию, по другой версии — бесследно исчезла, оставив впрочем дневник, с подробным описанием всех событий, предшествовавших убийству.
Именно дневник Полин и лег в основу сюжета фильма.
Но Питеру Джексону видимо этого было мало. Он провел собственное расследование, подойдя к воспроизведению тех событий с маниакальной тщательностью. Обстановка, предметы быта, одежда, даже цвет краски на стенах дома, в котором жила Полин — всё было воссоздано в мельчайших подробностях. Съемки проходили в Новой Зеландии, в Крайстчёрче — на месте событий, а сцену убийства снимали в ста ярдах от действительного места трагедии.
Всё это несомненно создает особую мистическую атмосферу, но не только этим примечателен фильм.
Подбор актеров, на мой взгляд, безупречен. Кейт Уинслет и Мелани Лински составили невероятный дуэт, сыграв девушек, на первый взгляд таких разных (замкнутая мрачная бука Полин и общительная, открытая и ироничная Джулиет), но на самом деле, внутренне, удивительно единодушных, одинаково чувствующих, одинаково мечтающих, живущих как бы в едином пространстве похожих грез.
И всё же самое невероятное в этом фильме — это сила воздействия на зрителя.
Питер Джексон умело жонглирует событиями, вроде бы щадя зрителя, и предупреждая — осторожно, у этой истории будет страшный финал. Но умиротворяющее очарование новозеландского городка, трогательные и непосредственные героини (поистине Небесные создания), такие милые и симпатичные родители девушек — всё это расслабляет и заставляет забыть кровавый «анонс» в начале фильма.
Драматизм ситуации нарастает и накаляется постепенно. Невинные фантазии школьниц постепенно становятся всё более извращенными, конфликт между реальностью и грезами нарастает, и сюжет уже неумолимо мчится к страшной развязке.
Питер Джексон прерывает фильм на самом пике напряжения, оставляя зрителя в состоянии шока.
Мои личные впечатления — фильм очень необычный, сильный и тяжелый по воздействию на зрителя. Очень долго после просмотра не оставляет ощущение ужасной, непоправимой ошибки. Фильм никого не оправдывает и не обвиняет, с документальной скрупулезностью излагая события так, как они происходили. В этой истории невозможно встать на чью-либо сторону, поэтому она и оставляет такой незабываемый след.
P.S. Фильм был очень тепло принят критиками, получил «Серебряного Льва» Венецианского кинофестиваля в 1994г., но в прокате провалился, при бюджете в 5 млн. долларов, собрав всего чуть более 3 млн.
Возможно, массовый зритель никогда не «созреет» до фильмов такого уровня как «Небесные Создания», но своего зрителя, думающего, тонко чувствующего и сопереживающего, такая картина всегда найдет.