Фильм Олега Фомина «День выборов» поставлен по мотивам спектакля «Квартета И». Это первая экранизация творчества известного театрального коллектива.
Тема губернаторских выборов всегда была и в свете последних событий остаётся довольно болезненной в постсоветской России. И хотя, как указано в заключительных титрах в 2004 году они были отменены, но не прошло и десятилетия, как восстановлены вновь. И в этом смысле фильм Фомина, да ещё в комедийном, особенно любимым народом жанре, вновь становится востребованным.
Если в современной России юморист может (и становился) губернатором, то почему это возбраняется массажисту? И почему политтехнологами не могут стать обычные сотрудники одной из радиостанций? Ситуации гротесковы, но как они близки российской действительности. «День выборов» — паноптикум социальных слоёв, на время объединённых понятием «электорат».
«Соквартетники» Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин и «примкнувшие к ним» Максим Виторган и Нонна Гришаева, искромётно солируют в щедром для зрителя многообразии актёрских талантов. Дивертисмент популярных эстрадных исполнителей от Сергея Шнурова до Андрея Макаревича органично вплетён в сюжетную канву фильма. Алексей Кортнев, один из композиторов фильма и написавший стихи практически ко всем прозвучавшим в нём песням удачно исполнил ещё и роль казацкого атамана.
Приятно удивил в роли кандидата в губернаторы Цаплина непрофессиональный актёр Василий Уткин. Нелепый увалень, любитель кроссвордов, путающий Есенина с Пушкиным и не интересующийся футболом. Пикантность такому образу (особенно для болельщиков и телезрителей Первого канала) придаёт тот факт, что Уткин профессиональный футбольный комментатор и участник интеллектуальной игры «ЧГК?».
Представители старшего поколения, актёры советской школы Евгений Стеблов и Валерий Баринов выдали колоритные, шаржированные образы режиссёра облдрамтеатра и генерала. Их сочная и как сейчас модно говорить, вкусная игра, придаёт актёрскому ансамблю картины дополнительные яркие краски. Причём аллюзии созданных образов довольно прозрачны. Герой Стеблова — этакая помесь Виктюка и Михалкова, а генерал Баринова, говорящий на армейском диалекте русского языка — одного разлива с генералом Лебедем.
Остроумные, с тонким юмором диалоги героев фильма неизменно поддерживают высокий градус зрительского интереса: «Наша цель — оттянуть часть голосов у конкурентов, процентов 5-7. Задача победить на выборах перед нами не ставится. — А устроить переворот в Сомали послезавтра не должны мы?
А где-то есть европейская розетка? — В Европе. — Могу тебе позвонить домой. — Мне не надо. — Правильно, какой же смысл. Ты же здесь. — Игорь Владимирович не может говорить. — Но всё понимает. — Мы на это глаза преподзакрыли. А можем и преподоткрыть».
Герои картины много и разнообразно пьют, курят травку, с лёгкостью делят друг с другом постель, но неизменно вызывают симпатию зрителя. Фильм смотрится на одном дыхании и по уровню зрительского восприятия, считаю, приближается к классике отечественной комедии типа «Бриллиантовой руки» или «Ивана Васильевича…».
В «Дне выборов» профессионалы эфира из «Как бы радио», вначале интуитивно, а затем всё более входя во вкус пиар-кампании, к концу фильма становятся почти профессионалами политтехнологии. И если у холдинга Эммануила Гедеоновича появятся интересы в том же Сомали и нужен будет переворот, верится, что эта команда справится и с этим экзотическим заданием. Где наша не пропадала!