В девяностые годы отечественная киноиндустрия переживала не лучшие времена — экономический кризис и поток зарубежных фильмов, просочившихся в подпольные видеосалоны, обусловили значительное снижение производства и спроса на собственную продукцию. Но с началом нового века российская индустрия начала стремительно развиваться.
Уже в начале нулевых в России начинают снимать крупнобюджетные фильмы — и с каждым годом их становится все больше. Комедии и исторические драмы, военные и криминальные ленты — в стране появляется множество собственных хитов, которые привлекают в кинотеатры миллионы людей.
В 2000 году в конкурсе «Кинотавра» показывают «Брата 2» — продолжение шедевра Алексея Балабанова, в котором Данила Багров из отчаянного, покалеченного войной борца за справедливость превращается в беспощадного бандита. Романтизация образов бандитов и «новых русских» продолжилась и в невероятно популярной «Бригаде», и в «Бумере», в комедийном ключе — в «Жмурках» того же Балабанова.
Не угасает интерес зрителей и к военным боевикам и драмам, привлекающим зрителей своей зрелищностью, навевающим чувство гордости за самоотверженных героев и преодоление великих испытаний прошлого. Среди кассовых хитов на военную тему — «Звезда» с Игорем Петренко и «В августе 44-го» с Евгением Мироновым, «Брестская крепость» и «Сталинград», «Битва за Севастополь» и «Т-34».
В последние годы в российском кинематографе наблюдается активная тенденция к возрождению советского наследия: возвращение старых героев, ремейки и новые экранизации сказок — от феноменально успешного «Чебурашки» до игровых киноадаптаций «Бременских музыкантов», «Летучего корабля», «Простоквашино» и др.
В начале века относительная свобода в выборе тем, поиски новых смыслов и форм, жажда осмысления актуальной реальности повлекли за собой новые громкие имена в российском авторском кино. В 2003 году на Венецианском кинофестивале победило «Возвращение» Андрея Звягинцева, мастера метафизических драм, впоследствии переключившегося на остросоциальное кино. В 2006-м заявил о себе Кирилл Серебренников, снявший фарсовую постмодернистскую комедию «Изображая жертву». В это же время зрители узнали творчество Валерии Гай Германики, Юрия Быкова, Алексея Федорченко, Оксаны Бычковой, Сергея Лобана.
С середины нулевых заговорили о зарождении движения «новых тихих» — волны молодых российских режиссеров, исследующих современную российскую действительность в полудокументальной манере, без приукрашиваний и с акцентом на болевые точки в виде утраты коммуникации, общественной деградации и экзистенциального кризиса героев. Среди этих авторов — Борис Хлебников («Свободное плавание», «Долгая счастливая жизнь», «Аритмия», «Снегирь»), Василий Сигарев («Волчок», «Жить»), Алексей Попогребский («Как я провел этим летом»), Николай Хомерики («Девять Семь Семь», «Сердца бумеранг»), Бакур Бакурадзе («Шультес»).
Во второй половине десятых годов громко дебютировали Иван И. Твердовский, Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Кирилл Соколов и другие.
В современном российском кино наибольший интерес и художественную ценность представляет собой сегмент авторского кино. Исследуя настоящее и прошлое своей страны, режиссеры-авторы обращают внимание зрителей на самые актуальные, болезненные остросоциальные вопросы, волнующие общество. Мы подключаемся к этим историям благодаря тонкой и точной психологической проработке героев, наших соотечественников, чьи проблемы ментально близки и понятны подавляющему числу российских зрителей. Среди режиссеров, снимающих такое кино, — Юрий Быков («Майор», «Дурак»), Андрей Звягинцев («Левиафан», «Елена», «Нелюбовь»), Борис Хлебников («Аритмия»), Василий Сигарев («Жить»).
Кроме того, в российском кино немало удачных образцов так называемого арт-мейнстрима — авторского кино, рассчитанного на широкую аудиторию. В 2004-м на экраны вышел «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, став первым настоящим российским блокбастером и успешной попыткой оседлать нишу спецэффектного фантастического кино, не паразитирующего на западных образцах. К примерам качественного российского арт-мейнстрима можно отнести «Остров» Павла Лунгина, «Дом» Олега Погодина, «Текст» Клима Шипенко, «Русалку» Анны Меликян, «Географ глобус пропил» Александра Велединского.
Есть в современном российском кино и немало жанровых картин, впечатляющих мастерской постановкой и операторской работой, высоким уровнем актерской игры и выверенной драматургией, которые цепляют наличием узнаваемых, живых героев и ситуаций. Среди лучших российских фильмов 21 века в жанре комедии, которые снискали любовь зрителей, можно выделить ленты «ДМБ», «День радио», «Неадекватные люди», «Рассказы», «Я худею», «Холоп». Большую популярность завоевали такие мелодрамы, как «Приходи на меня посмотреть», «Аритмия», «Благословите женщину», «Питер FM». Из российских детективов 21 века в топ входят «Турецкий гамбит» и «Статский советник». Есть в списке и напряженные драмы и триллеры — «Сестры», «Экипаж», «12», «72 метра», «Кентавр», «Охота на пиранью». И, конечное, кино о Великой Отечественной войне — «Брестская крепость», «В августе 44-го», «Поп» и др.
Узнайте о главных актерах, темах и получивших международное признание фильмах 21-го века из нашего специального раздела.
Лучшие российские фильмы 21 века открыли стране и миру множество новых имен. Среди них — Светлана Ходченкова, Павел Прилучный, Данила Козловский, Елизавета Боярская, Александр Петров, Юлия Пересильд, Максим Матвеев, Екатерина Вилкова, Иван Янковский, Светлана Иванова, Никита Ефремов, Юлия Снигирь, Юра Борисов и многие другие.
Среди фильмов, завоевавших признание за рубежом, а также награды и номинации главных международных кинофестивалей и кинопремий, — «Русский Ковчег» и «Фауст» Александра Сокурова, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «12» Никиты Михалкова, «Теснота» Кантемира Балагова, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и др.
Наибольшей популярностью у зрителей 21-го века пользуются фильмы об исторических событиях и военном прошлом, драмы о любви и семье, спортивные байопики, комедии о перевоспитании мажоров, истории взросления и красочные сказки, позволяющие сбежать от реальности.