Чтобы осень была золотой. Фильм Эдварда Цвика по одноименному роману Джима Гаррисона «Легенды осени».
Эпическая, /историческая/ сага с мелодраматическим уклоном, /красивые картинки, пейзажи, чувства/, история простых людей в непростое врем. Эдвард Цвик, американский режиссёр и продюсер, /изучал литературу в Гарварде/, работал и как сценарист, и как театральный режиссёр. Обладатель множества кинопремий, /премия «Оскар» за фильм «Влюблённый Шекспир»/.
Джим Гаррисон, американский писатель, /книги его издавались почти во всех странах мира/. Так же обладатель многих престижных премий, /литературных/. На сегодняшний день сняты фильмы по двум его книгам.
В самой, что ни есть американской глубинке живёт отставной полковник Уильям Ладлоу, /Энтони Хопкинс/ и три его сына Альфред, /Эйдан Куин/, Тристан, /Брэд Питт/, и Самюэль, /Генри Томас/. Живут простой, свободной жизнью, /кстати, даже жена полковника, не выдержав испытание свободой ушла в город/. Младший из сыновей полковника. Самюэль приводит в дом невесту, Сюзанну, /Джулия Ормонд/. В семье смятение, но длится оно не так уж и долго потому как начинается война, /Первая Мировая/. И все три брата уходят на войну. Возвращаются только двое, /Альфред и Тристан/.
Отношения между братьями складываются не лучшим образом, оба они разные, один деловой, другой романтик и оба любят одну женщину, /ту самую Сюзанну/. И в контексте этой любви, всё доселе простое становится очень уж сложным, /потому как не всё можно разделить, не от всего можно отказаться, и бескорыстие свои границы имеет/.
В жизни то всяко бывает. Приходится делать выбор. Свой выбор. Насколько же правильный этот выбор покажет жизнь. И покажет и подчеркнёт. И правильное направление пути, ценность семейных и общественных отношений, и смысл всего. Всего, что было и всего, что будет. Если конечно пытаться изменить себя в лучшую сторону. Может оно и не всегда получается, как того хочешь, но несмотря ни на что надо пытаться. Поверь эти попытки и есть жизнь, в правильном её понимании. И тогда насколько б при этом жизнь не была б сложна, она не будет бессмысленна. Так было и будет во все времена.
А ты думал жизнь, это просто, размазал сопли по лицу и в дамки, ошибаешься. За сим продолжим. В фильме есть ещё одна история на которой необходимо остановиться. Это история Тристана и медведя. История противоборства человека и зверя, переходящее, не то во взаимную симпатию, не то в родство душ. Посмотреть в глаза врагу и увидеть в них своё отражение, /образно/, увидеть живую мятущуюся душу, не убить.
Но дело, как мы понимаем не в звере, а в человеке. Почему человеку так тяжело понять другого человека. Почему? Не по этой ли причине мы так живём. По скотски. Почему мы с такой лёгкостью готовы убивать друг друга, /войной то нынче то и не удивишь никого/, и в Украине воюют, и в Сирии воюют, и в любой точке мира в любой момент может разгореться война, /пардон, вот уже и Нагорный Карабах опять в огне, и снова жертвы и с той и с другой стороны/. Таковы, увы реалии на сегодняшний день. Или таковы мы, списывающие на реалии, живущие своими мелкими, /меркантильными/ интересами.
Однако посмотрел я кино во второй раз и подумал, а ведь это не просто противоборство человека и зверя, это честный поединок. Именно честный. Мы в суматохе жизненной забываем о чести, о человеческой чести, той самой, без которой немыслима и человеческая совесть. Мы перестали уважать не себе подобных, а в первую очередь себя, мы решили, что можно любые вопросы решать силой, не понимая, что этим загоняем себя в моральный и нравственный тупик.
Времена не выбирают, наоборот времена выбирают нас. И возможно мы не имеем морального права не соответствовать этому выбору. Как люди. Порядочные люди. Люди, понимающие, что от них зависят судьбы не только других людей, но и судьбы мира. И потому, /в который раз/, повторим. Не столь важно в какое время и в какой части земного шара ты живёшь, гораздо важнее зачем ты живёшь.