И грядут перемены. Фильм «Агора» режиссера Алехандро Аменабара с Рейчел Вайс в главной роли рассказывает о Гипатии Александрийской — первой в истории женщине-ученом. Эта выдающаяся женщина жила и творила в непростые для Римской империи времена, в пору ее заката, когда старый уклад жизни рушился, сменяясь новым, а христианство все больше завоевывало позиции, вытесняя языческих богов.
Фильм нельзя назвать исторически верным, здесь присутствуют исторические неточности: прежде всего, не доказана причастность епископа Кирилла к смерти Гипатии, возможно, ее убийство произошло стихийно толпой фанатиков, напавших и жестоко умертвивших ее. Также не существует доказательств того, что Гипатия задолго до Каперника сумела открыть и обосновать гелиоцентрическую систему мира. Все же фильм мне очень понравился, актеры сыграли великолепно, особо стоит отметить игру самой Рейчел Вайс: ей в полной мере удалось передать яркую и одновременно хрупкую красоту этой женщины, глубину ее ума и силу духа.
Об этой женщине можно говорить много и бесконечно ею восхищаться. Будучи дочерью ученого, она всю свою жизнь посвятила изучению наук, так и не став ничьей женой, матерью, возлюбленной. Ее всегда окружают мужчины, для них она — госпожа, наставница, подруга, но никогда — возлюбленная. Очень трогательно показана в фильме история любви раба Давуса и префекта Ореста к ней, любви, всепоглощающей и безнадежной. Гипатия вся отдалась наукам, философии, астрономии, не оставив в сердце места для любой другой привязанности и любви.
Гипатия мирно предается изучению наук со своими учениками, а между тем в привычном для нее мире происходят необратимые и грандиозные перемены. Парабаланы, так называемые «воины Христа», убивают язычников, разрушают языческие памятники, жгут Александрийскую библиотеку. Многие ожидают конца света.
От прежнего, утонченного и жестокого античного мира вскоре не останется и следа. Будущее обещает дать надежду не только господам, но и тем, кто прежде был рабом. Таким, как раб Давус. И далеко не все представители старого мира оказываются готовы к таким переменам. В том числе и сама Гипатия. Она — последний оплот погибающей римской культуры, его воплощение и апофеоз. Женщина, превзошедшая умом выдающихся ученых мужей того времени, не преклонившая колени перед мужчинами, будь то язычниками или христианами, считающими женщину существом заведомо более низким. Она могла бы, должна была сесть на корабль и уплыть, увезя с собой уцелевшие свитки из Александрийской библиотеки. Но она этого не сделала.
Это фильм не о религиозном фанатизме, и не о том, насколько превратно толкуются слова Священного Писания отцами церкви, хотя и об этом в фильме сказано немало, — фильм о том, как прежний прогнивший мир рушится, сменяясь новым, о том, как гибнут его представители, принося свою жизнь в жертву не науке или человечеству, а собственной гордости. И о том, как в муках, терпя бессчисленные потери, рождается новый мир.