В сатирической комедии про холопских нэпманов разоблачается колониальная провинция с деревенско-патриархальным укладом, обслуживающим «пролетарскую» власть монополистов-оружейников.
В сюжете про охоту за лотерейным билетом высмеиваются финансово-мошеннические схемы распространения концессионных облигаций (кредитные займов) среди населения в интересах фашистского капитала.
Артисты хорошо показали «частных» лавочников из числа «бывших» крепостных дворовых, занимающихся мелкой торговлей и кустарным делом в кооперации с профсоюзной милицией, вербующей молодежь в соцстраховые организации и пропагандистские мероприятия.
В комическом образе модного портняжки-буржуа, кутящего по ресторанам с девицами легкого поведения (которыми в основном были фабричные призывницы комсомольского возраста из бедных областей, завербованные в бордельные артели для обслуживания иностранных миллионеров), высмеиваются отпрыски арабских барынь-купчих из числа гаремно-трактирных «вдовушек», получивших от своих эмигрантских господ-империалистов в знак утешения доходные места и привилегии. Такой является типичная монастырская ведьма-хозяйка с прочими сельскими коммерсантами, держащими в качестве рабсилы зависящих от них материально людей, и выплачивающая «долг» юнкерскому повесе — германскому денди из прусской заграницы.
В фильме остроумно показано, что «бывшая столица российской империи» — это изначально немецкий портовый город, переданный оккупационными властями персидско-казачьим союзникам в качестве одного из рейховских военно-индустриальных центров-крепостей, сочетающий в себе восточную готику и памятники ордынским завоевателям.
Также высмеивается русское мещанство с аристократическими замашками, чье «благородное» происхождение иронично выражено в сценах с уличными лоточниками. А советскую интеллигенцию, организовавшую «антирелигиозную» пропаганду тонко высмеяли в кадрах с местным попом в очках, стоящим в окружении ряженных прихожанок. В комедии открыто демонстрируется практика славянского воспитания и образования, в основе которого лежат крепостные азиатские традиции. В том числе гражданский быт, где досуговыми массовыми развлечениями являются плебейско-деревенские забавы, выдуманные для коллективистских целей.