Взрослый состоявшийся человек — это финансово независимый индивидуум, переживший пубертатный период, морально и физически устойчивый, с четкой жизненной позицией, взглядами и как минимум планом действий на несколько лет вперед.
По факту — это комок детских страхов, нереализованных родительских свершений и вдобавок ко всему приобретенных собственных комплексов. Когда родительский упрек, сравнение не в пользу любимого чада, постоянный натиск или хуже полное игнорирование заслуг ребенка уверенно порождают поколение взрослых «я могучек», «я большое разочарование» и «я пофигист». Когда собственные желания и мечтания остаются далеко в прошлом в угоду ожиданиям других, или деструктивное мышление юного бунтаря перечеркивает всю дальнейшую жизнь. Когда бывшие дети поступят аналогично, но уже со своими, продолжив порочный замкнутый круг.
Совсем не удивляет тот факт, что в последнее время переходный возраст затянулся. И поколение «детей-бумерангов» возрастает из года в год. Столь актуальная и злободневная тема не осталась без внимания. Социальная драма, немного нелепая, местами смешная, но интересная по сути о трагедии человека в «кризисе четверти жизни» Артура Фримэна. Когда детство и юность давно прошли, а взрослеть нужно начать уже вчера. Это другое кино «Переходный возраст» или «How to be…».
На первый взгляд странная история типичного представителя нового поколения, неуверенного, депрессивного и несчастного в исполнении самого главного вампира Роберта Паттинсона. Совмещая две разноплановые роли, он органично перестраивался с типажа таинственности на образ противоречий и внутренних терзаний Арта.
Застрявшего на этапе перехода во взрослую жизнь в поисках одобрения родителей, аутсайдер на обочине жизни. Отсутствие карьеры, финансовой стабильности и творческого признания как следствия нерешенных личностных проблем, загнанных далеко в уголки сознания, омрачают существование бедолаги. Такой маргинальный образ жизни сказывается на всем. И невербальное «ты большое разочарование» в упрекающем взгляде и глубоком вздохе, невзначай брошенное родителями, напоминает о бесцельности теперешней жизни. Вот тебе и кризис переходного возраста. Самое время обратиться за помощью… к психологу. Интенсивная психологическая терапия и присутствие доктора быстро приведут в порядок. Осталось оплатить его приезд и погрузиться в решение своих проблем. Тем более «Ты невиноват!», так утверждает чудесная книга доктора Эллингтона.
На фоне успешных родителей Арт выглядит полным лузером. Но это только первое впечатление. За маской внешнего успеха скрываются несчастные напуганные дети, одержимые желанием быть лучше и соответствовать когда-то высоким стандартам их собственных родителей, воспитанные под давлением невыполнимых для ребенка требований и упреков в адрес неокрепшей психики маленького человека. Холодность в отношениях, отрешенность и душевная черствость — расплата за отказ от собственных желаний в угоду воле других. Когда переходный возраст оставил неизгладимый отпечаток, сделав внешне успешных людей, воплотивших в жизнь не свои мечты и ожидания, глубоко несчастными уже сейчас.
В таком случае потуги Артура разобраться именно теперь в хаосе его жизни не выглядят так уж и нелепо. Как быть? Самое время ответить на все вопросы. Иначе можно закончить как несчастные «предки» или хуже как приятели Ронни и Никки. На иждивении родителей, бесцельно прожигая юные годы. Социальная драма «Переходный возраст» проливает свет на столь злободневную тему кризиса этапов жизни.
Когда обыкновенная беседа по душам намного эффективнее психологической терапии и пособий в жанре «спасение утопающих…». А следовать правилам, типа будь счастлив, когда родители не любят, с работы «попросили», девушка ушла, а приятели… сами знаете кто — невозможно. Когда «чудесная» книга со сводом «чудесных» правил обиженного ребенка в лице уже взрослого доктора психологии, одержимого идеей быть лучше, навряд ли поможет заплутавшим маргинальным элементам социума. Когда внутренняя гармония и счастье напрямую зависят от собственных желаний, а решение все равно придется принимать самому. И вне зависимости от причины кризиса двигаться дальше.
«Переходный возраст» наверняка будет непонятен широкой аудитории в силу его жанровой принадлежности к независимому кино. Местами непонятное, абсурдное, но в этом что-то есть. И это «что-то» стоит полуторачасового просмотра. Камерная постановка немного трудно перевариваемая, забавная и грустная одновременно, социально значимая и странная в исполнении подобна клубку противоречий главного героя. Она наглядно демонстрирует на примере замкнутого круга ошибок старшего и нынешнего поколений порочную одержимость следовать чужим желаниям, а не собственным мечтам. Лишь потому, что так хотят другие.
И вопрос, прозвучавший в «Переходном возрасте», все еще остается открытым — «Как быть…» Чтобы однажды «мне плохо» сменилось «у меня все замечательно»!