Царь

Царь (2009)

Рецензии
14
7.1808 оценок
IMDb6.8
«Царь»
20091 ч. 59 мин.драма

Сюжет фильма «Царь»

:

1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.

Режиссер

Страна

Возрастные ограничения
18 +
Подробнее
10
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

14
Рецензия редакции
Надежда Найденова
5 декабря 2011
Поединок

Царь Иван Васильевич (Петр Мамонов) читает вслух Апокалипсис и ждет Страшного Суда. Он то и дело из страстного богомольца превращается в палача и обратно. Он ждет Суда в скором времени, поэтому сам возомнил себя Богом и творит свой суд над подданными. Ведь он – государь, власть которому дана свыше, значит, он все делает правильно, а кто идет против воли царя, тот идет против веры. Так и живет со своей философией и творит бесчинства. А вокруг – опричники, виселицы, Ливонская война и массовые казни.

Митрополит Афанасий снял с себя сан. Грозный ищет нового митрополита, так как ада боится по-настоящему, и ему нужен духовник, оправдывающий его деяния. Он выписывает из Соловецкого монастыря своего друга игумена Филиппа (Олег Янковский), уговаривая его стать митрополитом. Филипп, веря, что сможет наставить на путь истинный царя, соглашается.

Иван Грозный – мифологическая фигура в русской истории. Миф – на то он и миф, чтобы его подавать, как угодно. Противоречивую и неоднозначную личность Ивана Васильевича вспоминали в разные времена и по-разному трактовали. В кинематографе Грозного также видели с совершенно разных точек зрения. Гайдай делает Грозного комедийным персонажем, Эйзенштейн снимает «Ивана Грозного» в угоду идеологии Сталина, Лунгин в своем «Царе» поднимает вопрос о вере и показывает Грозного как шизофреника, фанатика, самодура, убийцу и маньяка.

В фильмах Лунгина всегда есть темные и светлые стороны, которые борются между собой. Режиссера волнует столкновение добра и зла в разных людях. В «Луна-парке» фашист боролся с евреем, в «Острове» герой Мамонова борется сам с собой, в «Царе» - власть борется с Богом, Библией и духовностью. Лунгин в «Царе» настолько прямолинеен в показе этой борьбы, что постоянно чередует темное и светлое, черное и белое: яркий снег – темный подвал для казней, цветущий сад Филарета - морозная вьюга Грозного, девочка-блаженная - злой шут.

Лунгин, найдя для своих фильмов интересного актера Мамонова, как будто снимает фильмы из-за него одного и роли пишет специально для него. Поэтому фигура Филарета выглядит не такой убедительной по сравнению со своеобразной манерой игры Мамонова, опять корчащего рожи и цитирующего священные тексты. Хотя последняя роль Олега Янковского очень глубока.

ВсеТолько положительныеТолько отрицательные
Рецензии пользователей
Анна Павловских
23 марта 2021
10
Анна Павловских поставила оценку 10 и написала отзыв к фильму «Царь»

Очень жуткое впечатление произвëл фильм «Царь». Все мы читали о жестокости Ивана Грозного, о вседозволенности опричников, о лютых пытках и казнях, но увидеть всё это даже в художественном воплощении было очень тяжело. Сейчас идут споры о том, был ли на самом деле этот правитель таким уж тираном. На мой взгляд, даже если по его приказу был замучен хотя бы один человек, ответ очевиден.
Удивительными решением был выбор Юрия Кузнецов на роль Малюты Скуратова. Герой получился не жестоким, а деловым. А добрые и грустные глаза любимого актëра дали возможность задуматься о том, что и у этого душегуба могла быть своя боль на сердце. А герой Алексея Макарова, воевода Иван Колычев, своей молодостью, верностью, добрым и ясным взглядом вызвал особенное сочувствие.
Фильм стоит посмотреть хотя бы один раз, потому что он показывает: даже в такие страшные времена и перед лицом человека, способного на любое зверство, остаются те, кто никогда не станут предателями и отдадут жизнь за правду. А в этом и заключается настоящее величие человека.

Понравилась рецензия?   +4+
Michail Beloborodov
3 апреля 2017
1
Michail Beloborodov поставил оценку 1 и написал отзыв к фильму «Царь»

Читаем википедию: Павел Лунгин, родился в Москве, еврей, с 90-го года живет во Франции, все свои фильмы снимает при участии французских продюсеров. Смотрим фильм «Царь» — это явно заказная чернуха, снятая с целью дискредитации русской истории. Отрабатывает свои серебряники Лунгин довольно топорно, у здраво мыслящего человека его поделка никакого чувства, кроме отвращения вызвать не может. Сделано это, вероятно, чтобы Лунгину не пришлось оправдываться, что-то объяснять продюсерам. Полагаю, против Лунгина необходимо возбудить уголовное дело за разжигание русофобии, лишить его гражданства РФ, а фильм «Царь» запретить к показу на территории РФ.

Понравилась рецензия?   +6+
Алексей Мягков
7 августа 2014
10
Алексей Мягков поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Царь»

Фильм тяжёлый, несомненно. Не знаю, стоит ли вообще его обсуждать с точки зрения достоверности или недостоверности исторических фактов. Но, по сути в нём очень утрированно, конечно, но отражено вообще человечество в целом. Такие казни на самом деле происходят и по сей день. Если внимательно приглядеться на некоторые явления среди людей и власти в малых городах нашей матушки Россеюшки, то трактовка режиссёра — просто в десятку.

Митрополит Филипп — прототип многих людей, гибнущих, так сказать, за правду-матку. Да, друзья мои, люди кушают друг друга и по сей день, разве не так? Всё здесь просто отражено в более агрессивных красках (через казни, кровь и пр.), но, возможно через эти краски и должно возникнуть ощущение отторжения, неприязни, потребность в чём-то светлом. И если зрителя задевает за какие-то рецепторы, то значит, что эти рецепторы несколько нездоровы в этом зрителе. Вообще фильм достаточно театральный, я бы сказал, в своём гратеске. Нельзя его воспринимать буквально (как некоторые в своих рецензиях, опираясь на какие-то исторические моменты, умолишённость царя, если смотреть на власть она вся умолишённая в некоем роде, у нас вообще страна парадоксов, но об этом можно много и долго).

Фильм построен на образах и его нельзя рассматривать как голый сюжет. Надо смотреть между строк (заядлый театральный зритель, думаю поймёт). Разумеется фильм не для неокрепшей подростковой психики, но это не заслуживает яростного осуждения. В общем, закинул по камешку в огород практически каждого, кто писал рецензии до меня. Скажу одно: если произведение искусства вызывает разные мнения, даже отрицательные, то это уже некая сенсация, это уже шедевр. Поэтому тем, кто не видел фильм, посмотреть советую.

Понравилась рецензия?   +7+
Николай Михеев
7 июня 2014
Николай Михеев написал отзыв к фильму «Царь»

Не буду долго рассуждать и пытаться делать вид, что я разбираюсь в киноискусстве. Я в нем не разбираюсь.

Только вот ведь какая ерунда получается. Любой государственный деятель, а уж тем более такого масштаба, это еще и администратор, как бы постно это не звучало на фоне истерически ржущего интерна из Евросети и свирепого медведя, доедающего девочек. Понимаете? Русский царь, да к тому же добившийся немалых государственных успехов — это в не последнюю очередь аналитик и стратег.

А тут режиссер сотоварищи хотят мне рассказать, что вот это чучело, пугающееся собственной тени, припадочный неврастеник, престарелый чувак, на котором в силу банальности его придури даже приличной диссертации не напишешь — это и есть русский царь, один из образованнейших людей своего времени, хитрец и умница. Не смешно это, мои маленькие любители русской старины. Читайте исторические документы, а потом поиграем в игру, называемую «Найдите 10 отличий». Впрочем, их будет больше.

Отдельным явлением в фильме оказался блистательный Олег Янковский. Впрочем, это легко объясняется: на фоне посредственности гений по иному и не выглядит. Товарищ режиссер, я не верю, что Вы настолько не знаете историю.

Понравилась рецензия?   +5+
Ольга Петрищева
23 апреля 2012
Ольга Петрищева написала отзыв к фильму «Царь»

…..Обоз Филиппа въезжает в Москву… Сразу мужик на виселице. Нормально? Станиславский бы сказал «Верю, Паша, — в знак уважения в порядке исключения!». Мужик явно жив-здоров, только что не подмигивает (иначе бы язык синий вывалился, голова на бок и т.д.).

…..Фильм «Царь», привнесенный на гребне «успешной островной» волны, был сконструирован опять же как притчевый — с глобальным (как в «Острове») посылом и двумя крупно-плановыми персонажами в качестве «Давида и Голиафа». Одновременно он же подан как историческая драма времен 36-тилетнего Ивана Грозного. Эта двойственность (притча и одновременно историческое действо) добавило полярности в зрительских оценках. Так, апологеты притчевого посыла — «то, что мы называем русской властью», противно человеческой природе и царю небесному — ожидаемо реагируют в стиле «Лунгин супер!». Многие же другие (в том числе авторитетные историки, литераторы и церковные деятели) не просто с этим не согласны, но и, сверх того, напирают на антиисторичность и русофобию, в художественном же плане определяют картину как гротеск, бутафорию, лубок. Или, перефразируя Черномырдина – хотели как притчу, получилось как китч.

…..Кстати, по формулировке посыла. Что касается первой ее половины (до запятой), она исходит от самого Павла Семеновича: «Иван Грозный во многом определил…то, что мы называем русской властью»…и от него же, рефреном чуть ниже — «…заложил основы того, что мы теперь называем русской властью». Что касается второй половины (после запятой), в фильме «Царь» соответствующая символика возникает в знаменитой сцене с медведем: свирепый зверь терзает блаженную девочку (читай Русь) и одновременно втаптывает в грязь ее икону (читай религию).

…..Имея в виду «разобраться в психологии власти» (ни больше ни меньше!) и как результат сотворить «более личное кино» — по сравнению с «Иваном Грозным» Сергея Эйзенштейна — Лунгин рассчитывает «познать внутреннее состояние Ивана Грозного через его (П.Мамонова) душу»… Ну, нет нам преград! Вот бы еще и Мамонов со своей «душой» и брендовым ликом был бы лет на тридцать помоложе - для той же самой «достоверности» и «близости к историческим реалиям»… Впрочем, если дальше повернет к экранизации того, как «то, что мы называем русской властью» укрощало новгородскую «ересь жидовствующих» (соответственно, и к исторически более позднему действу с Иваном Грозным в главной роли) - фактурные аргументы Петра Мамонова, может, окажутся и более кстати.

…..На этой оптимистичной ноте можно бы и закруглить тему «Царя». Пара-тройка серьезных вещей сказана (как я это вижу) и ладно. Если же буквально все препарировать — сценическую конструкцию пахан-братки-быдло как образ «тысячелетнего рабства», методично педалируемый видеоряд с медведями, виселицами и дыбами, батальон «кающихся магдален» (только что из фитнесс-центра), младую царицу в стиле подруги Прохора Петровича (из «Охоты на пиранью»), реплики центрального персонажа типа «И сотников и воевод всех на кол посажу!», перегруженность действия символикой — легко и самому впасть в то, на что намек. В отсутствие чувства меры.

…..Единственно разве что, не удержусь напоследок про немца — того, что «леонардово» колесо к «делу» приладил. То есть, по символике Лунгина немец с русским заодно, чуть коснись тиранства, попрания свобод, душегубства и т.п. А что так? Понятно, что спиннинг здесь закинут и в мутные воды Третьего рейха… Но ведь не только туда, но и во всю, почитай, историю той самой «русской власти». Так, немецкие наемники совместно с русским войском буквально несколькими годами позже (в 1571году) отважно отразили набег на Москву крымского хана Девлет-Гирея (знаменитое сражение У деревни Молоди). В XVII веке и далее немцы конкретно несли культуру и просвещение России (Кукуйская слобода и т.п.), за Россию же сражались и гибли. Соответственно, одним из столпов Дома Романовых стало со временем немецкое кастовое ядро, которое удерживало в государстве многие скрепы и которое радетелям тогдашних «свобод» и «прав человека» (так называемым западникам) вполне было за что невзлюбить.

……Дьявол в деталях, а в кино детали — зачастую символы. И в этом смысле умное кино -всегда в какой-то степени «бал сатаны». В принципе, рабочая, творческая для честолюбивого художника ситуация… Главное здесь, чтобы реально оценивать себя и свое творчество — через это и избежать дьявольского искушения на собственное бессмертие. К стыду ли своему или нет — уж как получится, Павел Семенович.

Понравилась рецензия?   -3+
AlexandraM
5 декабря 2011
AlexandraM написал/a отзыв к фильму «Царь»
На мой взгляд, фильм замечательный, но достаточно тяжелый. Признаюсь, нервы были напряжены до предела и на моменте, где медведь убивает девочку, хотела выбежать из кинозала... но так хотелось досмотреть! Взгляды на данный фильм неоднозначны. И, в основном, они касаются "деятельности" Ивана IV, точнее его правления и поведения. Я читала всевозможные обсуждения этого фильма и на других сайтах и сама обсуждала с друзьями. Один молодой человек мне написал, что я плохой историк, если мне понравился этот фильм, подруга говорит, что осталась равнодушна, т.к. прочитала современную книгу об Иване Грозном и в ней отрицаются все его деяния, казни и ссылка жены в монастырь. Я считаю, что данные эти необоснованны, но и оправдывать или осуждать Грозного я не собираюсь - я уже говорила, что у историков много точек зрения на его правление и саму его личность. Лунгин экранизировал именно ОДНУ из МНОГИХ точек зрения и, на мой взгляд, сделал это великолепно. Так что пусть каждый остается при своем мнении, но равнодушным этот фильм не должен оставить никого.
Понравилась рецензия?   +5+
Al Enn
5 декабря 2011
Al Enn написала отзыв к фильму «Царь»
Фильм "Царь", именуемый последним фильмом Олега Янковского заслуживает внимания не только по этой весьма скорбной причине. Нестандартное построение сюжета, неоднозначные персонажи, необычные роли известных актеров и красивые смысловые операторские решения. Петр Мамонов (Царь) личность уникальная и глубокая, его органичность и естественность заставляет думать, обращать внимание на малозначительные детали и вдумываться в глобальные вещи. В этом фильме помимо его естественности и органичности мы наблюдаем хорошую профессиональную игру, чей персонаж противоречив и сложен. Весь фильм это метания своенравного, властного? но беззащитного Владыки земли Русской, который подобно ребенку играет со всеми, но безумно боится быть нелюбимым Господом и преданным близкими. Его наставник и друг Митрополит (Олег Янковский) горячо им любимый, им же назначенный и им же сожженный, как и все прочие попадает под страшную машину своенравия и властности. Роль Митрополита, человека святого для Олега Янковского нетипична и оттого еще более интересна. Человек, не производящий впечатления блаженного верующего, а скорее сильного умом и волей, призывает к ЛЮБВИ. Любовь присутствует в любом фильме, но здесь она не имеет проявлений в материальных вещах или действиях, она тонкой ниточкой тянется через весь фильм едва уловимо. Еще один из главных персонажей Малюта Скуратов которого Лунгин так же прописал самым неожиданным образом, был бесподобно сыгран Юрием Кузнецовым, на котором как казалось навсегда закрепилось клеймо Мухомора. Репутация актера и багаж его прошлых ролей, зачатую не дают возможности актеру выступить в новом амплуа, но этот смелый и как оказалось удачный, даже блестящий эксперимент оправдал себя на двести процентов. Роли Александра Домогарова, Алексея Макарова, Ивана Охлобыстина, Вилле Хаапасало и других известных актеров хоть и менее значительны? но оттого не менее удачны. Сверхзадача поставлена была очень высокая, выполнена она была, я бы сказала, на девяносто процентов и это очень много для такого сильного и сложного материала. Построение совершенно нестандартное и оттого присутствует эффект неожиданности. Фильм набирает постепенно на протяжении всего фильма. Отношение режиссера, его личная оценка всего, остается неизвестной до самого конца и проявляется только в последней фразе. Одним словом, фильм конечно на любителя, но тех, кто любит серьезное кино, которое заставляет думать, кто любит фильмы Лунгина фильм порадует.
Понравилась рецензия?   +4+
iriwka
5 декабря 2011
iriwka написал/a отзыв к фильму «Царь»
Фильм просто потрясающий во всех отношениях!!! Даже небольшие роли известных артистов удались с необыкновенной проникновенностью и талантом. Особенные слова восторга и восхищение вызывает ,талантливый, неподражаемый Петр Мамонов он не сыграл, он прожил свою роль, как в прочем и свой знаменитый образ монаха в фильме ..Остров.. Фильм в плной мере .. художественный.. так как полностью увлекает и своим содержанием и великолепными визуальными постановочными картинами, заставляя зрителя полностью проникнуться атмосферой исторических событий того времени. Большое спасибо Лунгину за такую великолепную работу, с большим нетерпением будем ждать от него новых шедевров!!!
Понравилась рецензия?   +3+
Ксения Золотарёва
5 декабря 2011
Ксения Золотарёва написал/a отзыв к фильму «Царь»
Фильм произвёл на меня ужасное впечатление. Я всегда была поклонницей творчества Лунгина и смотрела все его фильмы. То,как был показан Иван Грозный,это ужасно!В фильме показан садист-шизофреник. Меня потрясло с каким смакованием сняты сцены пыток и издевательств. Нельзя так однобоко трактовать историю такой страны,как наша.Иван Грозный,кроме того,что был шизофреником и садистом,был одним из самых просвещённых людей своего времени.Он собрал самую большую в Европе библиотеку,которую ищут и по сей день.Он состоял в переписке с Папой Римским и вёл богословские беседы со многими просвещёнными людьми своего времени. Это абсолютно не отображено в картине. С фильма,не дождавшись его конца,я ушла,т.к. не могла смотреть на весь это кошмар,а сидеть с закрытыми глазами в кинотеатре,глупо.Я бы не советовала смотреть этот фильм подросткам и пожилым людям. Странно,но мне казалось,что после великолепного фильма"Остров",мы были в праве ожидать от талантливейшего и мудрого Лунгина чего-то более достойного.Жаль...,
Понравилась рецензия?   +2+
Елена Попова
5 декабря 2011
Елена Попова написал/a отзыв к фильму «Царь»
Посмтрев этот фильм, невольно приходишь к выводу, что все может повернуться... И тогда никому не сдобровать.. К игре: безумная царица - совершенно непонятная. Великолепен Янковский скупость слов и текста, но движения, жесты, мимика выше всяческих похвал.Жаль, что такого артиста потеряли безвременно. Царь. Я не поклонница Мамонова, какой-то он мне всегда казался приблатненный, и в начале фильма испытала знакомое чувство, но вдруг перевоплощение, грим сделали свое дело и жуткое чувство страха невольно испытала. яотличный фильм. Спасибо Лунгину. Еще раз убедилась, что у больших родителей и дети получаются большими. Генетика!
Понравилась рецензия?   +2+
Сетевой Тролль
5 декабря 2011
Сетевой Тролль написал/a отзыв к фильму «Царь»
Страшный фильм. Эмоционально тяжелый, почти невыносимый. И при этом прекрасный. Иван Грозный - самый страшный кошмар и единственная надежда русского народа - настолько погряз в самокопании, что не замечает, как с его собственным народом происходят страшные вещи. Опричники, которые силой берут все, что нравится, церковь, которая не может защитить, сам царь, который казнит или милует по настроению - да еще и помилование означает всего лишь быструю смерть. Царь может остановить опричников, но они умело манипулируют его настроением и отношением к происходящему. Царь может проявить милость, но он убежден, что именно от излишней мягкости правителей погибли великие царства. Царица, которая могла бы смягчить нрав царя - равнодушная и жестокая распутница, которая прибегает к любым ухищрениям, чтобы сделать лучше свою жизнь, а не жизнь народа, ей нет никакого дела до других людей. Единственный человек, который стоит вблизи власти и при этом пытается кого-то спасти - митрополит Филипп. Но ему не удается спасти никого из тех, кого он спасти пытается. Погибает даже "блаженная" девочка, которую раз за разом митрополит выручает из когтей опричников. Фильм можно было бы назвать безысходным, но финал остается открытым. Кто знает, что поймет Грозный после бессонной ночи на пиру, на который не пришел ни один человек из его народа?
Понравилась рецензия?   +3+
Елена
5 декабря 2011
Елена написал/a отзыв к фильму «Царь»
Неоднозначное впечатление произвел фильм П. Лунгина "Царь". Необычайно впечатлила профессиональная работа художников по костюмам, декораторов, прекрасный выбор натурных съемок, консультанты-историки отлично поработали! А вот сюжетная линия разочаровала... осталось послевкусие недоваренного блюда. Перебор кровавых, излишне натуралистических сцен. На вопрос о том, что запомнилось в фильме, мальчики-подростки ответили: ...молятся и рубятся... Слабы эпизоды Ливонской войны, на них, явно, сэкономили средства ( две кучки воинов не вытянули батальную сцену). Очень напрягали неоправданные крупные планы. Операторская работа оказалась не на высоте. Актеры старались изо всех сил! Но шедевра не получилось.... Выбор актеров вне всяких похвал! Понравилась актриса, исполнившая роль царицы. Талантливая умница и красавица!!! Надо ее запомнить! Вывод: посмотреть надо! Не шедевр, конечно, но кому-то фильм поможет хоть немного понять жуткую, трагическую, кровавую историю России. И на том спасибо!!!
Понравилась рецензия?   -4+
Пит
5 декабря 2011
Пит написал/a отзыв к фильму «Царь»
Сильный.. Вдумчивый.. Именно вдумчивый есть о чём и над чем подумать.. Мне он напомнил мультфильм "Ёжик в тумане" -сначала непонятно, что вообще и для чего вообще... -потом становится классикой. P.S. Рядом в зале сидела пара... -мужик хорошо поддавши пивка громко(на ближайшие рядов 5-ть было слышно "с матком") рассуждал какой режисёр бездарность и вообще как его зовут этого режисера -так портит историю,какой Иван Васильевич замечательный царь т.д. и т.п.
Понравилась рецензия?   -2+
Новые трейлеры