Вторая часть дилогии режиссера Федора Бондарчука по роману братьев Стругацких «Обитаемый остров». Сюжет продолжает события первой части фильма. Макс и Гай, сбежавшие на юг, хотят убедить местное население, превращенное радиацией в мутантов и нещадно эксплуатируемое северной гвардией, восстать против жестокого режима. Но люди-мутанты давно потеряли присутствие духа, да к тому же физически истощены, чтобы вступить в открытое противостояние. Тогда Максим решает обратиться за помощью к Колдуну, чтобы тот подсказал, как победить угнетателей с севера. «Обитаемый остров. Схватка» вызвал неоднозначные реакции критиков. Положительные отзывы больше касались спецэффектов и масштабов постановки, отрицательные — актерской игры и монтажа фильма.
Максим Каммерер в стильном красном комбинезоне только что вырвался из Города на розовом танке и, брызгая слюной, объясняет другу Гаю Гаалу устройство мира. Гай в смятении и пробует петь боевые марши, не слишком, правда, успешно без поддержки излучающих башен. Прения прерываются появлением троицы мутантов. Они отводят беглецов к дружелюбному принцу-герцогу, тот собирает военный совет, участники которого отказываются помочь Максиму завоевать Город, зато дают ему настоящий ржавый самолет. После самолета будут еще восхитительная белая субмарина, прекрасное танковое сражение (практически Курская дуга), подрыв Останкинской башни, самоубийство Федора Бондарчука и финальный поединок Нео с агентом Смитом.
Вторая часть фантастического блокбастера по мотивам романа Стругацких оказалась немного короче и гораздо бодрее первой. Меньше крупных планов и больше движения, молодой актер Федоров снова существенно переигрывает молодого актера Степанова, а бывалый актер Суханов опять бережет силы. Все вновь происходит почти строго по тексту и по-прежнему не похоже на то, что успело нарисоваться за многие годы в головах миллионов читателей.
Да, вся визуализация слеплена из кусков известных и не очень фантастических фильмов, пропущена через подсознание создателей, щедро подкрашена светофильтрами и выплеснута на экран. Крики Максима о справедливости напоминают суету Шуры Балабанова во время дележки десяти тысяч, а государственный прокурор говорит интонациями князя Мышкина из «Даун Хауса» – подобные штуки, конечно же, добавляют абсурда в происходящее, но сильно на общее впечатление не влияют. Этот «Остров» – слишком странен, ярок и нелеп, и, тем не менее, актуален. Он – продукт времени; его белые субмарины и розовые танки способны конкурировать с перенасыщенным красками информационным потоком и привлечь внимание зомбированных зрителей. Яркая обложка, под ней блестящий леденец с сахарозаменителем – можно смело есть. А там, глядишь, может, спрятанные внутри кристаллики подействуют. И кто-то лишний раз подумает, прежде чем идти записываться в очередное управляемое излучателями молодежное движение или, снова абсурд, да, в правящую партию.