Настоящий историко-сатирический кинодокумент, в котором разоблачается миф о борьбе с детской преступностью и раскрывается сущность ордынского коммунизма с национализацией.
Во вступительном слове передаются факты о создании в начале прошлого века в таежной сибирской глуши индустриальных металлургических центров, являвшихся азиатскими сырьевыми колониями промышленных монополистов-капиталистов. На дикий восток выселялись жители с оккупированной французской территории, разделенной на славянские и балтийские анклавы.
Артисты великолепно показали, как чекистские жиганы (штурмовики) и блатные организаторы труда похищали-покупали детей у приезжих, используя их в различных аферах, и заманивали подростков в монастырские притоны, где эксплуатировались бедные слои населения для процветания кулацких авторитетов-нэпманов, ставших начальниками гулаговских объектов и колхозных производств.
В сюжете про трагическую судьбу домашнего мальчика, оказавшегося после смерти матери на улице, показано как сирот, ставших жертвами казачьей интервенции, помещали в пролетарские «малиновые» семьи, где они росли среди пьянства и криминала, забывали свой язык и культуру, становясь дебилами и проститутками, которых интересуют только марафет и водка.
В пародийном эпизоде общения членов комиссии с юными хулиганами остроумно высмеивается деловое партийное чиновничество, состоящее из маргинального помещичьего сброда — бывших гулящих (офицерских-купеческих) девок и воров-рецидивистов с корочками служителей закона.
В образе массового шествия угрюмых криминальных оборванцев к зданию инспекции, показано из какого контингента состоят профсоюзно-молодежные отряды, формируемые гражданами с милицейскими удостоверениями «друзей детей» и правом физического и морального насилия над малолетними «отбросами», чьи родители лишились своих частных заработков и оказались без средств существования или арестованными из-за участия в митингах. В кадрах облавы места обитания «беспризорников» показаны тюремные условия жизни лагерных рабов в социалистических общинах.
В сценах употребления пищи в «животной» манере и «бузы» с последующим отбыванием срока на строительстве железной дороги, иронично демонстрируется как руководители детских приютов издевались над воспитанниками, провоцируя их на пьяные дебоши, а затем под предлогом наказания отправляли в промышленно-военную зону в качестве рабсилы.
В эпизоде торжественного провоза тела погибшего героя символически выражен культ государственных деятелей, являвшихся обыкновенными бандитами, воевавшими между собой за казенные привилегии.