Помню когда я впервые посмотрел этот фильм в далеком 96-ом году он мне показался уж чересчур мрачным и даже антисоциальным. Ну что это? Главные герои конченые наркоманы и весь фильм идет вроде как романтизация подобного образа жизни, тогда мне он виделся почему-то таким. Спустя годы, распробовав его, пересмотрев уже не один десяток раз с друзьями в одиночестве я присоединился к миллионам восторженных людей, называющих этот фильм по-настоящему культовым.
Замечательный английский режиссер Дэнни Бойл ( «Пляж», «Миллионер из трущоб», «127 часов») снял по роману не менее замечательного и одного из известнейших современных английских писателей Ирвина Уэлша свой лучший фильм, показав в нем свой особый и нетипичный взгляд на жизнь обычных уличных наркоманов, не каких-то гламурных модников, нюхающих кокс в клубах и на частных вечеринках, а обычных гопников с какого-нибудь занюханного района Эдинбурга, у которых каждый день война с обществом, с родными, с системой, с собой, у которых чаще всего просто нет выбора. Ему удалось без морализаторства, без каких-либо назойливых нравоучений показать их жизнь такой, какая она есть, с неожиданными взлетами и логичными падениями, с проблесками света и жутким мраком, ну, а выводы насколько ужасна или нет подобная жизнь делать уже остается только зрителю. Эта лента полна фирменного английского юмора, хулиганского, саркастичного и жесткого, который одновременно хлещет тебя по щекам и в то же время заставляет улыбаться. Своеобразная, стильная и новаторская для того времени картинка оператора Брайана Тьюфано, работавшего с Бойлом и на его предыдущем и дебютном фильме «Неглубокая могила», а позднее и на «Менее привычной жизни» была растащена и процитирована в последствии многими клипмейкерами и операторами. Практически весь актерский каст этого фильма, включая и самого Дэнни Бойла, после невероятного успеха «На игле» стали суперзвездами и у себя на Родине и по всему миру, харизматичный и суровый Роберт Карлайл, блестнувший позднее в потрясающей «Формуле 51» и «Гитлер: Восхождение дьявола», Джонни Ли Миллер — звезда «Хакеров» с Анджелиной Джоли, с которой он в то время еще и закрутил бурный роман, а недавно отметившийся в «Мрачных тенях» Тима Бёртона, сам Ирвин Уэлш в маленькой роли наркодиллера Микки Форестера, ну а уж о безграничной популярности Юэна Макгрегора, сыгравшего главного персонажа Рентона и снявшегося на сегодняшний день практически у всех именитых режиссеров напоминать никому, думаю, не стоит.
А каков саундтрек, где гармонично и идеально вписались вместе чопорная классика Баха с Бизе и актуальнейшие на тот момент, да и сегодня имена и группы, как: Iggy Pop, Pulp, David Bowie, Joy Division, Primal Scream, New Order, Blur, Brian Eno, среди которых в первую очередь вспоминается меланхолично-мрачная баллада с позитивнейшим названием «Perfect Day» от старины Лу Рида. Номинация на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий в 97-ом году, приз Британской киноакадемии в той же номинации, «Бодиль» за лучший неамериканский фильм в Дании «Чешский лев» за лучшую иностранную ленту в Чехии, назван десятым в списке ста лучших британских фильмов по опросу Британского киноинститута в 1999 году и это лишь малая часть того внимания, которого действительно заслуживает этот фильм, и который доказал, что независимое кино, на сложную и неприятную для многих тему может стать массовым и мейнстримовым, которое действительно хочется пересматривать, советовать друзьям и всячески цитировать.