На улице светло, но, несмотря на это, старый бармен занавешивает шторы… И вот мы окунаемся в мир, далекий от реального, в мир музыки и танца, в мир, где не существует слов, ибо мысль изреченная — есть ложь. Мимика, движения, взгляды, прикосновения — именно они заменяют привычные разговоры, и ведут не внешний диалог со зрителем, а внутренний — задушевный.
В фильме Этторе Скола показан не обычный бал: здесь нет чопорных барышень, нет излишней наигранности в общении, как это было на балах XVIII и XIX столетий, здесь все гораздо проще, ведь показан XX век, в котором проще стали не только наряды, но и отношения. Именно люди — носители веяний эпохи, и они рассказывают через детали, настроения или поступки о самых значимых событиях, происходящих во Франции с 1930 до 1980-е гг.
Например, о победе народного фронта зритель догадывается, глядя на то, как герои кружатся в хороводе вокруг красного знамени после того, как из зала уходит обиженная и униженная богатая парочка. Только вот хоровод прерывает одноглазый мужчина, заставивший всех поднять по-гитлеровски руку вверх… Так началась фашистская оккупация… Во время бомбежек клуб стал убежищем, а после окончания Второй Мировой — приютом для обездоленных. Именно здесь собираются и после войны. Несмотря на свои травмы, люди продолжают танцевать… Даже на одной ноге… По восточному рисунку зритель узнает о войне в Алжире, а выбитое стекло и вседозволенность молодых людей рассказывают о студенческих волнениях. Меняются нравы, меняется музыка, мода… Под это подстраиваются музыканты, меняя одежду, названия коллектива и музыкальное направление. Вместо людей в фильме говорит музыка: после бомбежки одинокая скрипка плачет о погибших…
Кто-то уходит, кто-то приходит… Есть в фильме и сквозные герои (бармен, скромная близорукая женщина, дама, проучившая предателя Родины, сам предатель), есть и эпизодические. Все они представляют наше общество в целом — в нашем мире — на нашем балу жизни… В каждом можно увидеть своего знакомого или соседа по площадке. Некоторые герои слишком напоминают легенд кинематографа. Трудно не узнать Одри Хепберн или Софи Лорен.
Интересно смотреть «Бал» по разным причинам: во-первых, завораживает игра актеров, во-вторых, отсутствие слов и присутствие потрясающей музыки, в-третьих, в каждом герое, в каждой детали можно найти частичку того или иного события из «жизни» Франции, что очень увлекает! Перечислять достоинства фильма можно долго, как говорится, «лучше один раз увидеть…». Но одного раза для просмотра может и не хватить: как и в произведениях символистов, в фильме постоянно можно найти что-то новое — новый символ. Погружаясь почти в двухчасовые пляски, даже не верится, что у «Бала» есть конец, который оставляет зрителей наедине с множеством мыслей и эмоций…