В далеком 1985 году герой американских боевиков Арнольд Шварценегер снял фильм под названием «Коммандо», в котором бывший спецназовец Джон Мэтрикс снова вынужден выйти на тропу войны, потому что кое-кто из его бывших врагов и бывших сотрудников, ставших предателями, похитили его дочь, заставив его отправиться в далекую латиноамериканскую страну, чтобы там убить президента и устроить переворот. Мэтрикс, хорошо понимая, что даже если он выполнит это задание, то ни ему ни его дочери ничего хорошего не светит, убивает своего конвоира, сбегает прямо из самолета и за 11 часов, пока тот долетит до места, начинает поиск логова своих противников, чтобы успеть добраться до них, пока те не узнают о его побеге. В финале Джон, вооружившись до зубов, устраивает настоящую мини-войну, в ходе которой он уничтожает всех своих врагов, освобождает дочь и снова уходит на покой, ответив своему бывшему командиру, что больше он не пойдет. Фильм отличается экшеном, брутальными сценами, трюками и комичным юмором. Фактически, именно этот фильм сделал Арни тем, кого мы его хорошо знаем: героем боевика (Терминатор не в счет — это больше фантастический триллер, а не боевик). Но, как известно, со славой приходит и зависть, особенно в России, где уже очень давно бегают с идеями «Догнать и перегнать Америку!» и «дать ответ Голливуду!», которому вообще-то по барабану на все эти попытки русских обскакать его шедевры. Именно в таком ключе Михаил Пореченков и Екатерина Побединская создали фильм под названием «День Д», являющийся пародийным ремейком «Коммандо». Что там вышло? Вот об этом и пойдет разговор.
Для начала о сценарии: Миша и Катя, судя по всему, решили не изобретать велосипед и пошли по накатанной, буквально взяв сценарий «Коммандо» и натянув его на российское кино: как и в первоисточнике, есть некий отставной майор ВДВ Ваня, у которого есть дочь Женя (черт, неужели так нужно было копировать имена персонажей буквально один в один?). Как и в «Коммандо», дочь майора похищают, чтобы майор выполнил мокрое дельце, но, в отличие от «Коммандо», речь буквально прямо идет о провокации против России со стороны националистов в Эстонии. Ну, и как в первоисточнике, майор сбегает и начинает поиск дочери. Дальше, думаю, уже бесполезно рассказывать, так как сюжет слишком уж повторяет один в один первоисточник, а потому стоит выяснить, чем же так плох данный фильм.
Скажу сразу, мне не понравилось то, что снял Пореченков. И не потому, что сюжет фильма полностью повторяет американский. В конце концов, ремейки снимали всегда и тот же сюжет, изложенный французами в этом же, 2008 году, в фильме «Заложница» прошел с большим успехом. Дело даже не в том, что игра актеров нашего российского фильма плоха. Нет, думаю, что актер Пореченков играет интереснее, чем бодибилдер Арнольд, а актриса Александра Урсуляк не менее привлекательна, чем Рэй Дон Чонг. На мой взгляд, все дело в бездарной режиссуре и нарушении жанра, точнее, его непонимание. Ведь фильм «Коммандо» — это классический боевик картезианского типа, который подразумевает следующее: главный герой является отошедшим от дел (военным или полицейским), которого в силу обстоятельств заманивает главный злодей и заставляет выполнить некую работу.
При этом главному герою приходится нарушить закон, так как официальные власти не смогут решить его проблему. Главному герою помогает помощник, так как осознает его правоту. Главный герой останавливает зло, угрожающее обществу в решающей схватке и заодно решает свою проблему. Статус главного героя, нарушившего закон, восстанавливается и он возвращается к обычной жизни. Однако в российском боевике есть огромные изъяны: прежде всего в том, что действие нашего фильма происходит в обстановке абсолютно не соответствующей нашей стране. Такое чувство, что власти в стране нет, полиции нет, а вместо этого — какая-то охрана, состоящая сплошняком из дебилов. Русский остров, на котором происходит главное действие, захвачен японским пиратом — этот абсурд не поддается никакой логике. Оружие в фильме Иван добывает на рыбном заводе, и каким образом оно туда попало, остается только догадываться (налицо «рояль в кустах»). Помощница главного героя в нашем фильме, в отличие от американского, помогает майору Ивану не из-за сочувствия, а из-за глупого обаяния мускулистого парня, с удовольствием лупя охрану тяжелым предметом по голове.
Из прочих недостатков стоит выделить следующее:
1. Слишком очевидное копирование оригинала, сцены буквально один в один. Понятно, что это пародия, но там хотя бы это выставляется в комичном варианте, тут же все подается на зверски серьезных щах, от которых все скулы воротит. Даже собственные придумывания, типа погони за врагами на снегоходе вместо джипа или погоней за одним из врагов на стройке, чтобы тот упал, как Сулли в оригинале, фильм не спасают: слишком уж выходит несерьезно и не смешно, вызывая знаменитый фейспалм, как в «Голом пистолете».
2. Главный герой, в отличие от Арни, занят валянием дурака, что лишь вызывает саркастическую ухмылку: помните Мэтрикса в первом фильме? Что мы видели? Мы видели, как здоровый мужик несет на своем плече бревно, а в другой бензопилу, чтобы наколоть дров. Сразу видно, что перед нами суровый хозяин дома, который занят домашними делами, но в то же время являющийся любящим отцом. Похож ли на него Пореченков? Черта с два: вместо того, чтобы заняться хозяйством, он занимается... клифф-джампингом с высокой скалы! И это тот самый главный герой? Я вас умоляю! Даже отношения его с дочкой нельзя назвать отцовскими: так отцы с детьми не обращаются.
3. Мотивация злодеев выглядит хуже некуда: похитить дочь отставного майора и отправить его убить президента Эстонии, чтобы потом все свалить на Россию — верх идиотизма. Не нужно быть политиком, чтобы понять, что подобные выкрутасы приведут к Третьей Мировой войне: не забываем, что речь идет о стране, которая находится в НАТО — это вам не затерянная в тьмутаракани Южной Америки банановая республика из первоисточника. Какими бы авантюристами злодеи не были, они не дураки, чтобы не понимать такие простые вещи.
4. Музыка в фильме вызывает просто разрыв ушей: более идиотского музыкального сопровождения и столь визгливых песен я еще не слышал. Во все время просмотра мне то и дело приходилось буквально зажимать себе уши, потому что я не мог попросту вынести этот ужасный скрежет.
5. Диалоги в фильме — полный отстой: слишком много пафоса и наигранности. Более дурацких речей я не слышал с тех пор, как смотрел пародийный фильм «Горячие головы-3». Особенно стоит упомянуть плоский юмор главного героя, от которого бы даже Петросян повесился от скуки.
Какой же итог? Если фильм «Коммандо» можно назвать боевиком с элементами юмора, то фильм «День Д» — комедией с элементами боевика. Причем, дурной комедией, вызывающий смех над авторами этого фильма. Перефразируя знаменитую фразу Егора Гайдара: «Хотели снять лучше, а получилось как всегда». КиноПоиск оценивает этот фильм всего в 3.0 балла. Это очень низкий результат. Настолько низкий, что должен быть определенным сигналом для Михаила Пореченкова, хорошего актера, но, увы, неважного режиссера. Стоит ли его смотреть? Если как пародию, то только на один раз, второго раза вы уже не захотите, я в этом уверен на своем личном опыте. Если же как боевик, то я вас умоляю: даже «Обитаемый остров» Бондарчука и тот выглядит намного лучше, как боевик. В очередной раз убеждаюсь, что мало желания «обскакать Голливуд», надо еще уметь и снимать фильм, чего в российском кинематографе, увы, разучились. Вот и все.