Первым Фандориным стал Илья Носков. Его пригласил на главную роль в мини-сериале «Азазель» (2002 год) режиссер Александр Адабашьян. До этого Илья в кино не снимался, а тут сразу — главная роль, причем в таком громком проекте. В конце 1990-х и начале 2000-х Борис Акунин и его суперсыщик были главными героями на книжном рынке. Казалось, что еще чуть-чуть — и Эраст Фандорин подвинет Шерлока Холмса в хит-параде самых великих следователей в истории.
В адабашьяновском «Азазеле» сверхталантливый работник полиции попадает под обаяние гениального начальника в исполнении Сергея Безрукова. Однако этот сериал событием не стал, и его довольно быстро забыли на фоне сериального бума того времени. Сам Носков с работой справился, но как Фандорин не запомнился.
Вторым Фандориным стал Егор Бероев — эту роль он сыграл в блокбастере от Джаника Файзиева «Турецкий гамбит» (2005 год). Фильм получился невероятно успешным, собрал почти 20 миллионов долларов в прокате (при бюджете в 3 с половиной миллиона), и до сих пор его с удовольствием крутят на ТВ по праздникам.
Бероев сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей, и это при том, что и остальной кастинг в проекте оказался удивительно удачным. Бероевский Фандорин слегка заикается (у героя нарушилась речь после трагедии, разыгравшейся в финале «Азазеля»), он угрюм, умен и неотразим. Но, пожалуй, больше похож на романтического героя, чем на утонченного интеллектуала, в которого в итоге превратил своего сыщика Акунин.
Вот как раз светским и утонченным оказался Фандорин в исполнении Олега Меньшикова в еще одном фильме 2005 года «Статский советник». Сравнивать персонажей Бероева и Меньшикова бесполезно, кроме легкого заикания и имени их ничто не объединяет. Тем не менее этот фильм (как и два предыдущих проекта) снят четко по литературной основе, и опять же герою веришь. Режиссером фильма стал Филипп Янковский, в прокате кино собрало $8 млн при бюджете в $4 млн. «Статский советник» запомнился великолепным актерским и сюжетным противостоянием Олега Меньшикова и Никиты Михалкова, сыгравшего там генерала Пожарского.
С 2005 года наши киношники о Фандорине забыли. Увы, такого актера, каким стал Михаил Боярский для Д'Артаньяна, у Фандорина не нашлось. Надо признать, что и Носков, и Бероев с Меньшиковым со своей задачей справились, но при упоминании фамилии «Фандорин» перед глазами все равно встают черно-белые иллюстрации из книг.
Возможно, главным Фандориным станет Владислав Тирон из нового «Азазеля», премьера которого состоится в 2023 году. Владиславу 26 лет, и пока главная работа в его фильмографии — сага «Триггер», где он исполнил одну из ролей, помогая Максиму Матвееву. Сам Матвеев, кстати, в новом «Азазеле» тоже появится, он сыграет царя Николая III.
На этот раз действие происходит в современной нам России, история которой развивалась по альтернативному сценарию. Революция была, но только технологическая. Монархия в России в целости и сохранности. Империя успешно богатела, и дело в конце концов дошло до того, что спасти ее может только двадцатилетний (по книге) Фандорин.
Режиссер фильма — Нурбек Эген («Молот», «Шерлок в России», четвертый сезон «Мажора»), сценарий написали Сергей и Никита Поповы.