Фильмы
Сериалы
Новости и статьиТелепрограмма
Звезды

Виктория Тигипко: «ОМКФ готовит много неожиданностей и приятностей»

1 июля 2013
В интервью Афише@Mail.Ru президент Одесского международного кинофестиваля рассказала о том, чего ждать от ОМКФ в этом году

Организаторы Одесского международного кинофестиваля поставили перед собой амбициозные цели: превратить его в один из главных кинофорумов Восточной Европы, называя Одесский кинофестиваль «восточноевропейскими Каннами». И надо признаться, к цели этой они двигаются медленно, но уверенно. О том, чего ждать от киносмотра в этом году и какова дальнейшая судьба украинского кинематографа, рассказала президент Одесского международного кинофестиваля Виктория Тигипко.

— Виктория, так чего ожидать от фестиваля в этом году? Неожиданности и приятности? Есть ли какие-то кардинальные перемены в работе ОМКФ?

— Кардинальных перемен не будет, так как ОМКФ уже утвердился в желаемом формате зрительского фестиваля. Разве что мелкие доработки — мы максимально постарались учесть все замечания, которые были в прошлые годы, в частности, к расписанию.

А вот неожиданностей и приятностей припасено вдоволь. Впервые в этом году мы решили провести сразу два оупен-эйра на Потемкинской лестнице: концерт Эмира Кустурицы с его No Smoking Orchestra в день открытия фестиваля, 12 июля, и показ в сопровождении симфонического оркестра фильма Фридриха Мурнау «Восход солнца», обладателя трех «Оскаров» 1928 года, на следующий день. До двух номинаций — полный и короткий метр — расширен украинский национальный конкурс. В нем будут представлены 4 полнометражных картины и 12 короткометражек. К слову, национальную кинопремию вручает только ОМКФ, никакой другой отечественный кинофестиваль этого не делает.

Также мы продолжаем развивать отдельные программы в рамкам фестиваля, которые уже стали традиционными. В этом году особенно хороша программа «Российская неделя кино на ОМКФ», где собраны семь ярких фильмов, среди которых — «Игра в правду» с Гошей Куценко и Ириной Апексимовой и «Пока еще жива» Александра Атанесяна. Еще одна картина из России — драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским, триумфатор последнего «Кинотавра», — включена в международную конкурсную программу фестиваля.

В целом на ОМКФ будет показано около ста фильмов, отобранных с более чем 30 фестивалей. Селективная комиссия отсмотрела больше 1000 фильмов, так что к нам попала только каждая 10 картина.

— Почему стало так мало юмора? Ведь изначальная концепция ОМКФ звучала как «фестиваль фильмов с хорошим, концептуальным чувством юмора».

— Мы решили немного изменить фокус фестиваля, ориентируясь прежде всего на зрителя, и стали отбирать для ОМКФ фильмы, которые можно отнести к направлению арт-мейнстрим. Это качественные фильмы, обладающие несомненной художественной ценностью, но в то же время близкие и понятные широкой аудитории.

— Международные фестивали, называя победителей, демонстрируют те или иные тенденции. На примере Канн: сперва в моде был философский мейнстрим (Ларс фон Триер), потом социально-психологические темы (Кристиан Мунджиу), потом снова философия (Михаэль Ханеке)... Проявляется ли на ОМКФ такая своеобразная мода? Внимание к каким темам и мотивам преобладает?

— Фильм-победитель должен завоевать симпатии зрителей, ведь именно они присуждают гран-при ОМКФ. А зритель у нас с каждым годом становится все более требовательным, и мы стараемся не отставать, отбирая конкурсные фильмы на лучших мировых фестивалях: Каннском, Берлинском, Венецианском, на кинофорумах в Локарно, Софии, Варшаве, Лионе и многих других.

— Помогает ли ОМКФ развитию украинского кинематографа?

— Конечно, изо всех сил стараемся. Украинский кинематограф принято журить за отсутствие талантов. Но чего ему действительно не хватает, так это достойной финансовой поддержки, зарубежных контактов, обмена опытом и знаниями. ОМКФ постепенно усиливает профессиональную секцию, которая стала площадкой для международного общения тех, кто профессионально занимается кино. Запустили кинорынок, устраиваем мастер-классы успешных режиссеров, актеров, продюсеров, проводим питчинги кинопроектов, победитель которых получает денежный приз, и секцию work-in-progress, которая помогает привлечь внимание дистрибьюторов к уже отснятому материалу. Кроме того, на четвертом ОМКФ с помощью наших партнеров мы учредили дополнительную премию в 10 тысяч гривен за лучшую украинскую короткометражку, приз за полнометражный фильм — 50 тысяч гривен.

Большие надежды в деле поддержки украинского кинематографа мы возлагаем на копродукцию. В этом году мы пригласили на фестиваль глав крупнейших кинофондов Западной Европы обсудить с восточноевропейскими коллегами стратегии копродукции в сфере кино. Удачные примеры такого подхода к производству фильмов также будут на фестивале: в международном конкурсе ОМКФ участвует байопик «Параджанов», сделанный интернациональной командой из Украины, Франции, Армении и Грузии.

— А насколько дорогое удовольствие — делать фестиваль такого масштаба? Каков бюджет в этом году, если не секрет?

— Удовольствие действительно не из дешевых, бюджет фестиваля 3 миллиона евро. Причем 85% средств мы собираем сами, привлекая частные компании, бизнесменов, неравнодушных к кино. 3,5 миллиона гривен выделяет Одесская областная администрация, за что мы благодарны губернатору области, под патронатом которого проходит фестиваль. Еще по миллиону гривен предоставляет городской бюджет Одессы и Министерство культуры. Эта поддержка также для нас важна.

— Вы — киноман, вы не раз акцентировали внимание на этом. А никогда не хотелось вложить средства в производство фильма?

— Возможно, когда-нибудь спродюсирую фильм. Пока же мое главное кинодетище — это ОМКФ, которому еще есть куда развиваться.

— Как думаете, почему большой бизнес не вкладывает деньги в кинематограф, но спонсирует, к примеру, конкурсы красоты? С чем это может быть связано?

— Не могу судить о приоритетах всех крупных бизнесменов, они у каждого свои. Наши партнеры активно инвестируют в кино. Генеральный спонсор Одесского международного кинофестиваля с самого первого года его основания совершает вклад именно в развитие национального кинопроцесса — в секции фестиваля, с этим связанные. Кроме того, партнер профессиональной секции ОМКФ уже третий год подряд вручит приз победителю питчинга — 25 000 гривен за лучший «черновик» украинского фильма. Так что есть готовность поддерживать кино у нашего бизнеса — возможно, об этом просто реже пишут.

— Какой фильм сейчас нужен Украине для того, чтобы национальный кинематограф вышел из спячки? «Тот, кто прошел сквозь огонь», как оказалось, не слишком хорошо справился с подобной задачей…

— Большие надежды мы возлагаем на фильм «Параджанов». Но дело, скорее всего, не только в одном фильме, который мог бы сыграть роль триггера, задать тон для будущих картин, а еще и в том, чтобы запустить весь кинопроцесс, от подготовки специалистов до проката и участия в фестивальном движении.

— В кинотеатрах сейчас — сплошные блокбастеры. Можно ли говорить, что зрителю действительно нужны подобные фильмы? Или он идет на них от безысходности?

— Спрос на другое, немассовое кино есть однозначно. Мы видим это по глазам зрителей, которые полны восторга после показов. Немногие из тех, кто приезжает на ОМКФ, являются заядлыми киноманами. В основном это обычные люди с активной жизненной позицией, которым не хочется быть потребителями маскульта. Вот они и ищут качественные фильмы и новые эмоции, которые дают эти картины. Придет время, и таких зрителей наберется достаточно, чтобы заполнять кинотеатры. А там, гляди, и прокатчики подтянутся.

— В разное время фестиваль посещали такие мировые звезды как Рутгер Хауэр, Джон Малкович, Клаудиа Кардинале, Дэрил Ханна, Джеральдин Чаплин, Киллиан Мёрфи. Даже Жерар Депардье должен был как-то приехать, но, если мне не изменяет память, он упал с мотоцикла и сломал ногу. Стоит ли ждать подобных «громких» приездов в этом году?

— Из зарубежных звезд, кроме Кустурицы, будет наш давний друг, глава жюри первого ОМКФ Йос Стеллинг. Он приедет представить свой фильм «Девушка и смерть» с Ренатой Литвиновой и Сергеем Маковецким. Ожидаем нидерландскую актрису, звезду европейского артхауса Сильвию Хукс, которая представит фильм «Лучшее предложение», в котором она снялась у оскароносного Джузеппе Торнаторе. Приедет и один из главных режиссеров Великобритании — Майкл Уинтерботтом, в честь которого мы покажем ретроспективу его работ и самый свежий фильм режиссера «Король Сохо» о владельце империи пикантных развлечений Стиве Кугане. Кроме того, будут Ульрих Зайдль, немецкий режиссер, слывущий на родине провокатором, легендарный Роджер Корман, давший путевку в жизнь многим голливудским звездам, и великий чешский мастер Иржи Менцель.

Российское «созвездие» на фестивале будет представлено режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым, который презентует свой новый продюсерский фильм «Игра в правду», а также сопродюсер картины Гоша Куценко, Ирина Апексимова, режиссер Виктор Шамиров. Из знаменитых украинцев будет «мощь и слава» нашего кинематографа — Ада Роговцева, Лариса Кадочникова, Роман Балаян.

Ну и наши члены жюри: известный в России и Голливуде украинец Александр Роднянский, продюсер самой успешной в истории кино франшизы о Гарри Поттере Таня Сегачан, грузинский режиссер Нана Джорджадзе, чьи фильмы были отмечены в Каннах, самый успешный украинский писатель Андрей Курков. Надеюсь, все гости к нам доедут, и обойдется без случаев, подобных тому, который вы упомянули в связи с Жераром Депардье.

— Малкович, Хауэр, Майкл Мэдсен и Дэрил Ханна — это, конечно, хорошо, но как-то мало, согласитесь. На Московский МКФ в этом году приглашен Брэд Питт с его новыми блокбастером, в прошлом году там гремели «Трансфомеры»… Стоит ли ожидать больше Голливуда в Одессе?

— Мы не гонимся за громкими именами и мировыми премьерами. Если звездам есть что привезти — не только свое имя, но и свежую интересную, яркую работу, которая попадает в концепцию фестиваля — мы обязательно будем стараться их пригласить. Поверьте, wish list у нас весьма нескромный.

Согласна, что бюджет у ОМКФ не такой большой, как у Московского фестиваля, но у нас — свои приоритеты расходов. Мы тратим бюджеты на Летнюю киношколу, питчинги, сценарные мастерские. Звезды придают фестивалю блеска, но без наполнения он не будет интересен и полезен.

— А каким вы видите будущее кинематографа в мире новых медиа? Как можно будет заставить зрителя высиживать по 2 часа в темном зале, когда максимальная концентрация внимания достигнет 2-3 минут?

— В мире новых медиа у кинематографа нет иного выхода, как прогрессировать в качестве. Ведь если фильм хорош, то он зацепит тебя на более длительный период, чем 2-3 минуты, и ты посмотришь его взахлеб до самого конца.

— Чувствуете ли вы, что в Украине появилось новое поколение режиссеров с современным взглядом на мир, готовых освещать мультикультурализм и говорить на темы, интересные всему миру? Потому что в том же фильме Михаила Ильенко мы видим много не лучших отголосков советского кино и народничества...

— Я искренне верю в то, что со временем таких режиссеров будет все больше. Мы еще в первый год фестиваля были готовы провести украинский конкурс, но тогда нам было просто не из чего выбрать. Уже на третьем ОМКФ для национальной конкурсной программы набралось больше десятка фильмов. В этом году мы получили 200 заявок от украинских режиссеров и это не предел. Самое главное, чтобы украинские режиссеры были вовлечены в мировой культурный обмен. Тогда наши таланты будут «выстреливать» конкурентоспособными фильмами.