Сериал «Королева игры» справедливо критикуют за перегруженность сюжетными линиями, многочисленные киноляпы и непредсказуемую концовку, но именно в этом растянутом в 32 серии фильме удалось раскрыть множество тем и предоставить возможность зрителям поразмышлять над нравственными проблемами. Чтобы разобраться, надо посмотреть сериал дважды. Сначала насладиться острым и динамичным развитием действия, а при пересмотре обратить внимание на детали, через которые откроются духовные смыслы. Какое послевкусие останется – зависит от подготовленности зрителя, его интеллекта и умения сопереживать.
Завязкой всех драматических событий стала измена Веры, и о женской верности как о важной составляющей успешности и спокойствия мужчины заставляет задуматься этот фильм. Импульсивной Вере чужды убеждения пушкинской Татьяны (но я другому отдана и буду век ему верна), но и честно уйти от налаженной комфортной жизни к любимому, как булгаковская Маргарита, она тоже не может — роль любовницы её устраивает.
Отсутствие нравственного стержня, женская измена, приведшая к крушению судеб, не только отталкивают любящего мужчину, но и у сыновей не вызывают уважения. У Костика к матери ироничное отношение, Сергей сохраняет внешнюю почтительность, заботится о её здоровье, но настоящей любви к ней нет. Результат – саморазрушение личности, алкоголизм.
В связи с судьбами Веры и Зубова возникает тема покаяния. Извинения за причинённое горе семье ждёт от Зубова сын Веры Сергей Нарчинский. Но гордыня мешает Зубову попросить прощение даже ради счастья дочери. Далека от покаяния и гордая Вера, попросившая прощение, но не осознавшая свою вину, ведь покаяние – это перемена сознания, а этого с героиней не произошло. Неумение отпустить прошлое привело к шекспировской трагической развязке: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» Таким образом, фильм даёт достаточно пищи для ума и сердца, хотя и создаётся впечатление, что актёры сыграли черновой вариант сценария. Согласно сюжету главному герою было 7 лет, когда погиб его отец. Проходит 20 лет, 10 из которых уже отданы серьезному бизнесу. Выходит, что начал он им заниматься чуть ли не со школьной скамьи. А дочь Зубова Анна в свои 20 лет смогла окончить университет и стать дизайнером с успешным опытом работы, так что жизненный опыт героев не соответствует возрасту. Не добавляют достоинства фильму и примитивные приемы из мыльных сериалов: отравление, пребывание героини в коме, операция во время беременности. Режет глаз и невнимательность костюмеров, мелкие досадные оплошности (Нарчинский заходит в лифт с ноутбуком, а выходит без него), но фильм выигрывает за счёт игры актёров.
Все артисты сыграли великолепно, даже второстепенные персонажи остаются в памяти. Например, Ковров, чем не Молчалин нынешних времён. Умеренность и аккуратность — основные его достоинства, а ещё стремление угождать всем начальникам «без изъятья». Но, к сожалению, в титрах не указаны роли и их исполнители, просто перечислены основные актеры.
Грамотно подобрана актриса для роли Анны Зубовой. Героиня не должна внешне быть яркой красавицей, она обладательница более ценной, редкой красоты – внутренней. Надежда Бахтина создала образ очаровательной, глубоко нравственной девушки, в которой гармонично сочетаются лучшие женские черты: милосердие, терпение, жертвенность. Именно эти вневременные женские качества, а не красивые ножки Киры, не ум и не профессионализм Ольги Широковой, смогли внушить сильное, настоящее чувство любви расчётливому, успешному бизнесмену Сергею Нарчинскому. Эта роль потребовала от актрисы большого эмоционального напряжения, потому что любовь героини подвергалась неоднократно нелёгким испытаниям.
Истинные и ложные ценности – одна из центральных проблем сериала. Она тесно связана с проблемой нравственного выбора, которую в той или иной степени решает для себя каждый герой фильма. Но наиболее остро она встаёт перед Сергеем Нарчинским, которого смело можно назвать ГЕРОЕМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Его замечательно сыграл Вахтанг Беридзе. Он создал неоднозначный сильный характер в соответствии с художественной правдой. Красив жгучей южной красотой, с обаятельной улыбкой, но с жёстким характером, сдержанный в чувствах, Сергей Нарчинский просчитывает свои действия и успешно занимается бизнесом. Как Гамлет, он вынашивает план мести за гибель отца. Осуществить замысел он хочет через самое дорогое для Зубова – его дочь. Зная, как влюбить в себя девушку, он действует по-печорински: разозлил, удивил, спас, вызвал сострадание. А потом попытался развязать события — сказать любящей Анне, как Печорин Мери, что никогда на ней не женится. Только в отличие от Печорина, герой любит по-настоящему.
Истинное состояние его души передано в сцене под дождём: Сергей спрашивает брата-философа, что выбрать: любовь или месть? Любовь – самое важное чувство в жизни человека, – убеждён Костик. Но Сергей уже не может остановиться. Ему, любящему, мучительно осознавать, что Анна не выдержит предательства, но идея мщения захватила его полностью. Камень как символ мести, брошенный в воду в начале фильма, теперь тяжким грузом лежит у него на душе. Вот поэтому герой становится всё мрачнее и сосредоточеннее. А сдержанность – свойство его характера, итог пережитой в детстве душевной травмы. И всё же страстного Нарчинского зритель видит, когда перед арестом он прощается с любимой женой, будущим ребёнком.
Вахтангу Беридзе, единственному из актёров, пришлось сыграть героя в развитии, меняющего жизненные приоритеты под влиянием настоящей любви. Героя рефлексирующего, внутренне благородного, умеющего держать удар. Вахтанг Беридзе создал органичный характер: взгляд, обаятельная улыбка, интонации, паузы — все покоряет зрителя, и хочется воскликнуть: «Верю!» Многих зрителей удивила концовка – трагическая гибель положительных главных героев. Её можно интерпретировать как приговор современному обществу, обуреваемому одной страстью – наживой. Успешен и неуязвим только Иван Антонович Пронин, хищник в бизнесе, считающий, что всё дозволено ради достижения богатства, которое и является основной ценностью, основным мерилом благополучия. Как права Анна Зубова в том, что времена меняются, а люди нет.
Запоминается и музыка, написанная прекрасным мелодистом Игорем Николаевым. Через весь сериал проходят основные две темы: тревожная в начале фильма, настраивающая на драматические события, и лирически грустная, связанная с любовными переживаниями героев. Но хочется, чтобы эта лирическая мелодия тематически была связана только с любовной историей главных героев, а в фильме под неё страдает Митя, прощается с Россией Ольга, что снижает смысловую нагрузку музыкального оформления