В каждой стране есть писатели, о которых, должно быть, слышал весь белый свет. А быть может, даже не просто слышал, а имел удовольствие прочесть прекрасные произведения этих талантливых людей. В России этим человеком можно назвать Льва Толстого. Его роман «Война и мир» отражает взаимоотношения русских и французов начала XIX века. Во Франции же таким человеком, несомненно, можно считать Виктора Гюго. Его роман «Отверженные» можно смело поставить в ряд «Десять произведений, которые должны быть прочитаны каждым человеком». Кто-то может сказать, что этот роман не входит в рамки его интересов, на что стоит ответить, что это — классика своего жанра, это не может не нравиться! В этом творении закружились в своеобразном танце вихри чувств, бури эмоций и ветры перемен.
Роман, суровый и жестокий в своей реалистичности, открывает нам глаза на то, что творится за ширмой счастливого общества. Мало кто «смотрит по сторонам», и не просто смотрит, а вглядывается в трещины, разломы мира, наполненные бедняками, преступниками, каторжанами, взрослыми, детьми, но, прежде всего, людьми! Искренне добрые, чуткие и добросердечные люди крайне редки. В жизни ни следа нравственности, ни тени гуманизма. В мире практически не осталось места высоким чувствам. Автор настолько прочувствовал мир «отверженных», что каждая секунда, минута, год — будто наяву, будто перед глазами! Каждая смерть, каждый выстрел, каждое страдание и каждая милость — словно личная драма.
На авансцене романа Гюго показывает нам жизненный путь человека, Жана Вальжана, который, по вине времени стал каторжником, рабом «хозяев жизни». Любой человек может выбрать не тот жизненный путь — не светлый и правильный, а противоположный ему. Любого из нас могут посещать коварные мысли. Вальжан украл буханку хлеба, ради спасения от голодной смерти, но спасения вовсе не своей души! Бедные люди больше отдают другим, чем забирают себе, они обладают большим состраданием. Но в нем есть какая-то часть, которая держится за жизнь, не дает безвозвратно упасть на дно. Огонь души, с каждой секундой разгорающийся и стремящийся к жизни! Жизнь для Жана, как кислород для огня — то, что позволяет расти, но расти духовно. Бог есть, и он дал шанс этому человеку! Каждый имеет право попробовать еще раз, не ступая на шаткий путь, с которого невозможно не упасть. Волей судьбы он встречает человека, который оказывается добр к нему. Этот человек наставляет Вальжана, говоря, что с той минуты у них единый пусть – путь добра, который поистине очень сложен. После этой встречи жизнь уже никогда не станет прежней. Ведь он почувствовал добро, почувствовал высокие чувства в своей душе. За все, что перетерпел герой, за все перемены и сомнения в нем, он заслужил «подарок с небес». В его жизни появляется «ангел» — девочка, Козетта, ради которой найдутся силы держаться, встать с колен, на которые жизнь опускает слабых. Когда рядом есть тот, ради кого ты живешь, жить становится легче, приятнее. Ощущая то, что ты нужен кому-то в этом бренном мире, что кто-либо искренне нуждается в тебе — это огромное счастье! Но, увы, не все так просто. Ведь клеймо преступника — это на всю жизнь... Сможет ли герой избавиться от него?
К сожалению, все же есть люди, которых, увы, отталкивает это произведение, но не потому что оно не интересно. Человечество пребывает в вечной суете, людям некогда прочесть объемное, морально и нравственно тяжелое произведение, которое, несомненно, заденет самое нутро, или же их просто не воодушевляет большой объем. Тогда на помощь приходит кинематограф. С момента появления кино, как искусства, прошло уже немало времени, и позиции этого яркого творчества прочно закрепились в нашей жизни. Но, несмотря на это, многое зависит от основы, сюжета, актеров, их мастерства, декораций и музыки. Казалось бы, разве можно воспроизвести все подводные течения этого грандиозного романа, переданные автором в тщательно выписанных мелочах, которые создают общую атмосферу, заставляющую душу переполняться боли, глаза плакать, а тело покрываться мурашками от страха, злобы, жалости, ненависти. Оказывается, можно..
Иногда сериалы расписывают на столько эпизодов, что приближаясь к заключительной серии, забываешь, с чего же все началось, иногда и вовсе устаешь, еще не просмотрев даже до кульминации. Здесь же, 4 серии не смотрятся, как сериал, вовсе не ощутимо дробление сюжета. Ты захлебываешься событиями, плывешь по волне сюжета, то возвышаясь к небу, то падая на дно, тебе хочется смотреть еще и еще, сразу до конца, сразу все, не останавливаясь! 4 серии, передающие весь дух эпохи, все закоулочки душ персонажей, чувства. Все на экране, как на ладони. Перед нами открывается мир XIX века, эпоха падения личности, расцвета войн, революций и жестокости. И это – весьма страшное зрелище.
Самая сложная задача стояла перед актерами. Ведь персонажи романтической эпохи Гюго уже далеко не так просты и очень многогранны. В одном человеке могут сочетаться волны жестокости и обиды, необъятная любовь и сострадание, чередующиеся ежеминутно.
Прежде всего нужно говорить и двух образах, противостоящих друг другу годами, десятилетиями. Это уже не столько столкновение людей, сколько противостояние времен, идей, власти и добродетели. Жан Вальжан, мастерски сыгранный Жераром Депардье, заставляет задуматься о том, насколько же силен человек. Впервые появившись на экране в этой картине, Депардье не произвел впечатление сильного и решительного человека, готового бороться против целого мира. Его Вальжан показался нам добродушным плюшевым мишкой, который боится всего того, что вокруг. Его взгляд был переполнен болью, но не физической, а той, что на уровне души, но в то же время в нем была сильна надежда, в эти глаза было страшно глядеть. Даже сложно было представить этого человека преступником. Но, посмотрев на него чуть больше, приглядевшись, оценив поступок, которым открывается нам его образ, — понимаешь, что как раз этот-то персонаж и является самым сложным и трагичным. Подтверждается идея о том, что чем меньше человек имеет – тем больше он делает для других. Жерар Депардье и его герой переживают коренные внутренние изменения, длящиеся около 40 лет. Актер превосходно вжился в образ и менялся вместе с героем, идя по сложному пути. Жан Вальжан – человек одинокий, в нем копятся добро и любовь, которые не находят себе применения. Но лишь до тех пор, пока его жизнь не осветится Божьим светом – девочкой, отобранной у людей самого низкого дна. Эта девочка и станет той, которая примет на себя всю ласку, которая теплится в душе столь доброго в душе человека, как Вальжан. Все изменения в душе Жана проходят с трудом. Вальжан олицетворяет все те лучшие качества, которые только могут быть в человеке, его дух крепнет, он стремится к Богу, следуя по дороге добра. А когда Жану необходимо отпустить свое солнце, он жертвует своими чувствами и дарит ей новую жизнь без него, новую любовь. Образ главного героя невероятно точно передан Жераром Депардье. Все, начиная со взгляда, речи и заканчивая поведением, — все это помогает почувствовать всю тяжесть бремени этого простого, на первый взгляд, человека.
Образ, противопоставляемый Вальжану на протяжении всего сюжета – инспектор Жавер, олицетворяющий правосудие. Джон Малкович в роли Жавера предстает перед нами темной личностью, спрятанной за неизвестностью, за темной вуалью. С одной стороны, Жавер – честный человек, преданный службе, вершитель закона. Но всего одна личность становится его фанатичной целью, смыслом бытия. Поймать Вальжана – жизненная цель, и пока она не исполнена, нет места спокойствию в душе Жавера, но лишь в душе. Его внешность не выдает нам его мыслей, по ней ничего невозможно понять. Он отвратителен своей непоколебимостью, холодным взглядом и леденящим спокойствием. Актер в этой роли всегда собран, непоколебим и неспешен. Инспектор – человек, который всю свою жизнь посвятил поимке преступников. Он был с ними жесток и суров. Он испытывает ненависть к себе, когда отступает от своих принципов и своей веры и отпускает Вальжана. Образ Жавера показывает, насколько человек подвержен идеям; они опутывают сознание, словно паук, вьющий паутину, не пропуская при этом никаких светлых идей внутрь. Жавер считает, что Вальжан не способен измениться. Это — идея, несущая в себе лучи света и истоки добра, не допущена в его темный мир. Верит ли Жавер в Бога? Безусловно, верит. Ведь роман отчасти построен на религии. Но вера инспектора кардинально отличается от веры каторжника. Вера в закон не сопоставима с верой в добро.
Эти образы – небо и земля, лед и пламень. Но, несмотря на свою полярность, они тесно сплетены прочной нитью судьбы. Очень интересно наблюдать за тем, как нить ослабевает, но не дает им выпутаться из нее, сводя их вместе снова и снова. Очередная их встреча переворачивает взаимоотношения кардинально. Развязка есть всегда, ведь всему есть конец. Но завершение этой связи совершенно непредсказуемо…
Есть персона, которая несет в себе описание всей Франции того времени. Этот персонаж – главный среди образов улицы. Имя ему – Тенардье. Он представлен игрой Кристиана Клавье. Образ Тенардье – образ человека, павшего ниже всех других, ниже фанатичного инспектора, ниже любого из каторжников. Его жизнь превратилась в грязь и фальшь. Он, как змея, вьется в мире, умело уворачиваясь от того, что не принесет ему выгоды. Он ценит все то, над чем можно подзаработать нечестным путем, из чего можно извлечь выгоду. Страшнее всех человек, который смотрит на вас, при этом улыбаясь, но в душе думает, как бы выгодно вас обобрать. Человек, который готов продать душу дьяволу за малейший грош в карман. Он своим сознанием вершит зло. Он – олицетворение всех страшнейших пороков общества, которые не так-то просто искоренить. Ведь пороки, как и этот падший человек, находят лазейки и выходят на свет тогда, когда сознание невольной жертвы окутано темнотой.
Однако не только эти образы создают весь сюжет, передают всю атмосферу. Нельзя не сказать об очаровательной Шарлотте Генсбур, сыгравшей мать Козетты – Фантину. Изучая этого персонажа, безумно хочется ей помочь, посочувствовать. Ее поступки оставляют на сердце шрамы. Прекрасно свои роли исполнили Виржини Ледуайен, Вероника Феррес, Азия Ардженто и многие другие. У всех персонажей свои трагедии, которые невольно передаются нам. Мы внутренне переживаем жизнь каждого героя.
Говорить можно о каждом герое, и при том говорить бесконечно, снова и снова находя в их образах удивительные мелочи.
Фон картины создает чудесная музыка, которая меняется с появлением того или иного персонажа. Для каждого из них свой ритм, свой тон, и иногда даже кажется, что свой цвет.
Французские пейзажи тоже соответствуют душевным переживаниям героев. И если героям плохо, погода грустит вместе с ними. Небо хмурится, если на лицах нет улыбок.
Вы знаете, поистине чудесный роман в этой экранизации заставляет задуматься о жизни, о любви, о мечте, о вере, о свободе и о жизненном пути. В фильме нет наигранности, пошлости и блеска звезд, нашумевших где-то в Лос-Анджелесе. Если вы хотите окунуться в суровую жизнь, научиться ее ценить – это произведение для вас.