Про второй сезон:
Одно из самых ярких воспоминаний толкиенистской юности — абордажный бой на Михайловском водохранилище (неподалёку от города Нижние Серги). Продержался я недолго. От удара в висок я слетел за корму и отплыл к ближайшей коряге у берега. Но впечатлений осталось. И с тех пор мне хотелось иметь в кино-коллекции хотя бы отдалённую демонстрацию чего-то подобного. Американских «Пиратов» я не вкурил. А русские киношные пираты абордаж обходили стороной: не помню я в «Островах сокровищ» хорошего абордажа. И вот здесь — поскольку это не сериал, а снятая на плёнку ролевая игра — с абордажами отчитались за всю историю российского кинематографа.
Чем бой на корабле, отличается от любого другого боя? Дезертиров не бывает. Смерть, позорная сдача или победа. Потому, что ни схватка, то бой в монастыре Кармелиток (где один раненный, а другой — юнец) против тридцати профессионалов. Кураж зашкален.
С другой стороны в пиратской теме есть своеобразная эстетика: морской кодекс чести и изрядная доля чёрного юмора. Мореман — человек меж культур. Он циничен и романтичен в равных долях. «Джентельмен Удачи» при всём своём падении претендует на симпатию, на стокгольмский синдром у своих жертв. Каперство предполагает эстетизм. И этот эстетизм подкупает. Он проскальзывает даже в советских экранизациях Стивенсона.
А во втором сезоне «Чёрную жемчужину» локализировали по полной. Даже своего Джонни Деппа нашли. Правда больше напоминающего Остапа Ибрагимовича Бендера. Кстати, мне очень понравился сценарный ход, что Бен — двойник светлейшего князя Меньшинова: актёр смог не выходить из кадра и на море…
Нет в сериале слезливых песен (обязательный элемент советского авантюрного фильма), на которые можно сделать кавер, нарезав ролик из хаотически вырванных моментов, нет полноценных любовных сцен (есть поцелуй, которого главный спаситель от Дамы Сердца добивается, есть Невеста-пиратка, которая ловит своего Остапа и приводит к алтарю, но это не в счёт, как фишка, а не кульминация), нет особой, срывающей крышу картинки с закатным небом… Но есть крепко сбитый сюжет и любовь зрителя к каждому из команды русских персонажей. Так что по окончании каждой серии, ты нетерпеливо кидаешься к следующей.
И все типажи узнаваемы, и всё это уже было, но пропорция смеси настолько удачна, что этот опоздавший фильм превращается не в пародию, а в Дань всей той романтике, которая присутствовала в Советском кино. Этот сериал превращается в «капсулу времени», которую может открыть человек уже совсем другой культуры и вдруг очароваться детскими играми своих прадедушек.
И в финале пару слов для девочек. Советские игры в пиратов были мальчуковыми. В «капсуле времени» это досадное упущение исправлено. Героиня (она же русская!) — не жертва. Невеста-пиратка — сильнее и хитрее своего Остапа. Массонка-искусительница — круче Ушакова. Всё по Гребенщикову: «Когда муж превратится в орнамент, и всем будет править жена».
А пассивная роль «девочки по вызову» — новое «пушечное мясо». Активные женщины режут пассивных. Взбивайте сметану в творог, диктуйте Судьбе свои условия. Вроде и неявно, но по просмотру такая мысль запоздало приходит. Сериал-то снят людьми с мышлением и драйвом, а не привычным инстинктом выживания.
Непредсказуемость следующего момента — главное свойство жизни активного человека. Принимайте любые пари и ввязывайтесь во все игры — девиз новой мифологии. А почему бы и нет?
Заразившись однажды этой эстетикой, принимаешь вызов и учишься танцевать. Правая нога, левая, поворот, перемена, поклон.