Гордость, сила и величие кинематографа XX века. Клеопатра, женщина с большой буквы, ставшая символом, неким эталоном красоты, изящества и грации, а также разума, знаний и решительных действий, как в обольщении (любовных делах), так и деловых, политических, серьёзных вопросах.
Исходя из этого, неудивительным становится тот факт, что такую неординарную личность, с её насыщенной биографией, постоянно экранизируют. Здесь есть, что показать людям. И каждый режиссёр старается по– своему сделать это. Акцентируя внимание зрителя на каких-то деталях одежды или поворотах сюжета, они неустанно предлагают нам своё видение данного дела.
Среди многочисленных версий, очень сильно выделяется лента Джозефа Манкевича, поставленная в 1963 году. Она так и называется «Клеопатра». Весомое же отличие от других, заключалось в масштабной постановке, с огромным, по тем временам бюджетом — 44 миллиона долларов! С ярким и насыщенным сюжетом, на целых 4 часа и 3 минуты!
Ну, а сомневаться в том: стоит ли смотреть этот фильм или нет, я честно скажу — стоит. Американский режиссёр, продюсер и сценарист Джозеф Манкевич — личность в кино совсем неслучайная. Бывший корреспондент газеты «Чикаго Трибьюн» написал более 48 сценариев, был продюсером не менее 20 кинокартин (включая знаменитую «Филадельфийскую историю»), и числится в элите номинантов, на целых 14 золотых статуэток, по количеству в одном фильме («Всё о Еве», 1950 год), что в современном мире может похвастаться только «Титаник» Джеймса Кэмерона. И всё это Манкевич, и люди работающие с ним.
А теперь представьте, что такого человека пригласили встать у руля «Клеопатры». Пусть и не сразу (работа над фильмом длилась более 5 лет и, представляла собой, большое количество разногласий), но пригласили. И вот, из того, что дала нам история великого Древнего Египта, и тех ресурсов, предоставленных кинокомпанией «XX Век Фокс», Манкевич и стал ваять своё произведение искусства.
Элизабет Тэйлор — тридцатилетняя англо-американская королева «Голливуда» в роли Клеопатры. Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить эту женщину. Сказать ей спасибо за небесный талант и старую добрую школу актёрского мастерства. Знаете, я был сражён наповал. Бесчисленные наряды могли лишь подчеркнуть её фигуру, но всё остальное актриса делала сама. Как она умело управлялась с римскими завоевателями, не боясь ни смерти, ни позора! Без страха смотрела им прямо в глаза, и её голос не дрожал!
А любовная линия фильма? Даже, если учитывать тот факт, что она совсем не мой тип женщины, её роль и в этом амплуа смогла расположить меня к ней. Ведь, вы только послушайте, как она убеждает Цезаря, самого великого римского полководца, подарить ей дитя! Говорит о любви и ласки с такой добротой и нежностью, что, кажется, будто перед тобой не величественная царица, а простая женщина, будущая мать, которая уже на этом этапе, старается проявить преждевременную заботу и уход. Да, это было что-то.
А актёры, игравшие Цезаря (Рекс Хэррисон), Марка Антония (Ричард Бартон), Октавиана (Родди Макдауэлл)? У одного я видел грацию и величие, у другого — боль, печаль и отчаяние, у третьего — необыкновенные ораторские способности. И всё это располагало к себе. Манило и притягивало, заставляя с интересом смотреть, мол, а что же будет дальше? И так все 4 часа. На одном дыхании.
Встреча Цезаря с Клеопатрой, приезд царицы в Рим, убийство в сенате, приглашение на корабль, речи Октавиана, любовная линия, война и такая же величественная концовка. Да, это было что-то.
В заключении, скажу, что Манкевич остался верен самому себе, что полученные второстепенные «Оскары», в количестве четырёх штук и, несколько номинаций, лишний раз подтвердили его силу, как толкового режиссёра.
А критики? Пусть говорят, что им заблагорассудится. Картина жива до тех пор, пока жива память о ней. А раз и в XXI веке находятся такие люди, как я, готовые высидеть 4 часа, то лента ещё долгое время не уйдёт в небытиё. Ведь, почему-то мне кажется, что я не один такой на свете.
А значит, искусство ещё живо. И история Древнего Мира, пусть и в своеобразном виде, но получает своё законное уважение. 10 из 10.