Фильм «Калина красная» по выходу на экраны многих, что называется, «зацепил» в первую очередь темой — прозрение (хоть и трудное, мучительное, но состоявшееся); прозрение бывшего уголовника, проведшего в лагерях и тюрьмах большую часть своей жизни. Прозрение не сиюминутное, а психологически и композиционно оправданное развитием сюжета; ну и конечно игрой актёров и актрис, в первую очередь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой, столь блистательно воплотивших на экране образы отпетого уголовника и замечательной женщины трудной судьбы, стремящейся -наконец-то! -заполучить свою долю счастья.
Интересны сценарий и режиссура фильма. А то, что Шукшин замечательный режиссёр, можно уже судить по его первому фильму «Живёт такой парень». Отсюда и успех картины. Острота и новизна сюжета, знание автором особенностей характера простых русских людей и специфических реалий уголовной «ямки»; умение автора сценария, режиссёра и актёра в одном лице и способствовали выплавить художественный продукт надлежащего качества.
Именно поэтому мы безотчётно верим Егору Прокудину, рыдающему навзрыд на придорожной травке и бьющему кулаками по земле: «Да это мать моя! Мать! Нет, вы будете у меня в полном порядке! Клянусь! Лучше землю буду жрать!». Фильм «Калина красная», я думаю, у большинства зрителей вызывает катарсис — психофизическое очищение, вызванное эстетико — эмоциональным потрясением.
Потрясение — ключевое слово в моей рецензии. А без потрясения — давно сказано — нет и искусства. Да и не может быть.