В 2007-ом году малоизвестный, но определенно талантливый новозеландский постановщик Эндрю Доминик («Взгляд изнутри», «Ограбление казино») выстрелил довольно громко в Голливуде с этой уже второй своей режиссерской работой, основанной на реальной истории, описанной в одноименном романе Рона Хансена.
Действие фильма разворачивается на Диком Западе XIX века, когда в городах вовсю правили парадом безжалостные бандиты и самым известным из них был, и остается по сей день легендарный Джесси Джеймс, который на протяжении 14-и лет вероломно и безнаказанно грабил банки и убивал всех, кто хоть как-то пытался ему препятствовать. Однажды к нему в банду приходит застенчивый юнец по имени Роберт Форд, восхищенный дерзостью и смелостью Джеймса и мечтающий во всем ему походить, да вот только храбростью, обаянием и умом Роберт никогда не отличался, да и вообще был довольно безликим и малоинтересным для окружающих человеком. Со временем непопулярность Роберта стала перерастать в скрытую злобу и зависть успеху, и культовости в народе Джеймса, и трусливый Форд решает, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание, пойти на сотрудничество с полицией и сдать им Джеймса, но потом впоследствии он убивает его позорным выстрелом в спину. В надежде на всенародную любовь за избавление от неуловимого и жестокого бандита, Форд наоборот получает всеобщее презрение и дурную славу, а через несколько лет погибает от пули такого же ярого поклонника Джесси Джеймса, каким был когда-то сам Форд.
История Эндрю Домиником во всех отношениях была взята интереснейшая и реализована в целом она очень достойно, а особенно хороша операторская работа десятикратного номинанта на «Оскар» Роджера Дикинса («Чтец», «Побег из Шоушенка»), который сумел показать Дикий Запад по-настоящему мрачно, тускло и при этом красиво и высокохудожественно. Но единственное что меня очень подломало при просмотре — это излишняя затянутость фильма, которая портит буквально все его достоинства. Безусловно, это фильм не об ограблениях и дерзких разбоях, это драма взаимоотношений, но у всего есть предел и здесь с созерцанием порою совсем ничего не делающих в кадре героев явно создатели переборщили, удивительно что первоначальная версия фильма была 4 с лишним часа, которую урезали до 2 с половиной, а если бы еще часик совершенно не примечательных и тоскливых сцен убрали, на мой вкус, фильм бы только выиграл.
Во всем остальном кино замечательное, и в частности тонкая и глубокая игра Кейси Аффлека («Прощай, детка, прощай», «Джерри») в роли печально известного Роберта Форда, за что Кейси был заслуженно номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус» в 2008-ом, без сомнения переигравший своего более звездного по фильму партнера Брэда Питта («Семь», «Древо жизни»). Также здесь блеснули и порадовали Сэм Рокуэлл («Удушье»), Джереми Реннер («Город воров»), Пол Шнайдер («Яркая звезда»), Тед Левайн («Дефективный детектив»), Майкл Паркс («Красный штат»), Сэм Шепард («Братья») и красотка Мэри-Луиз Паркер («РЭД»). Отличная и мощная драма о подлой сущности людей, завернутая в стильный вестерн, достойная всяческого внимания.