Создатели сериалов из этой подборки рвут устоявшиеся шаблоны отечественного телеэфира в клочья: рассказываем о самых неоднозначных, дерзких, смелых и неожиданных проектах
Первый российский сериал, показывающий загадочный и стигматизированный мир вебкама. В поисках лучшей жизни и легких денег герои погружаются в новую реальность, полную раскрепощенных людей, секс-контента и наркотиков. Авторы не удержались от романтизации продажной онлайн-любви, что, впрочем, не сможет обмануть внимательного зрителя, догадывающегося, что никакого хэппи-энда у такой истории быть не может.
Отправляясь в тайгу на съемки реалити-шоу о выживании, участники, в числе которых актеры Александра Бортич и Алексей Чадов, и не подозревают, что выживать им придется в самом буквальном смысле слова. А в борьбе за жизнь, как известно, все средства хороши. Поэтому, не делая скидку на эфирное вещание, создатели сериала предлагают вниманию зрителей жестокие, нередко шокирующие сцены насилия.
Экзистенциальная драма, снятая по одноименному роману Александра Терехова, повествует об оппозиционном журналисте, вынужденном променять свои принципы на участие в коррупционных схемах. «Немцы» — это на удивление смелый разговор о российской теневой политике, закулисных играх и конформизме, способных сломать даже самого честного и «светлого» героя.
Камерный триллер о сотрудниках интернет-магазина для взрослых, оказавшихся запертыми в здании офиса наедине с бомбой, управляемой двумя неизвестными садистами с богатой фантазией, оказался настоящей сенсацией «карантинного» телеэфира. Многие хвалили бескомпромиссное шоу за смелость и свежесть идеи, другие критиковали за излишнюю откровенность и избыточность сцен насилия. Что ж, провокация авторам удалась.
Марина Зудина, Дарья Мороз и еще с десяток знакомых и не очень актрис познают радости и печали гламурной столичной жизни, практически беспрерывно занимаясь сексом, — в нашумевшем проекте ранее театрального, а теперь и кинорежиссера Константина Богомолова.
Неизвестный вирус, охвативший планету, косит людей пачками. Все начинается с сильного кашля и пары заболевших — и вот уже Москва на карантине, кругом военные в страшных респираторах, жители в панике пытаются спастись бегством из мегаполиса… Сюжет «Эпидемии» звучит как страшный сон, но выглядит предсказанной реальностью. Такому чутью российских авторов позавидовал даже Стивен Кинг.
Сериал о четырех «жрицах любви», решивших распрощаться со своим прошлым и открыть собственный легальный бизнес в провинциальном южном городке, стал одним из самых обсуждаемых проектов 2020 года. Зрители разделились на два лагеря: одни были в восторге, другие — в недоумении. Но уж точно никто не остался равнодушным. А то и дело раздававшиеся в интернете требования бдительных граждан заблокировать сериал за пропаганду ЛГБТ и феминизма лишь добавило ему провокационности.
Маленькая история одной заурядной женщины и одной типичной семьи, начинающаяся практически как комедия, постепенно, без лишних криков и надрыва, оборачивается пронзительным и мощным высказыванием буквально обо всем, что только может волновать тех, кто родился, вырос и продолжает жить в нашей стране, — от места женщины в обществе и семье до того, куда может завести желание добиться обыкновенной справедливости.
Суровая историческая драма о злоключениях группы «раскулаченных» в дикой Сибири 1930-х годов вызвала шквал общественного негодования – прежде всего потому, что советская власть в нем показана страшной репрессивной машиной, расстреливающей невиновных без суда и следствия и бросающей на произвол судьбы в неизведанных краях. Проект обвиняли в русофобии и даже травили в сети исполнительницу главной роли Чулпан Хаматову. Все это, тем не менее, не помешало «Зулейхе» возглавить топ самых популярных сериалов первой половины 2020 года.
Создатель комедийного хита «Горько!» Жора Крыжовников неожиданно для всех снял первый российский сериал, центральной темой которого стал ВИЧ. А попутно вскрыл изнанку современного шоубиза, сделав главным героем проекта зазнавшуюся звезду. В роли последней — внезапно! — Александр Петров.
Сериал, основанный на реальных событиях, рассказывает о загадочной гибели 9 человек, отправившихся в уральские горы зимой 1959 года. Трагическая история студенческой лыжной экспедиции многие годы занимает умы кинотворцов и простых обывателей, поскольку ни одна из существующих версий произошедшего не вносит окончательной ясности в дело о причинах смерти молодых людей. Создатели «Перевала Дятлова» рискнули предложить свой вариант развития событий и, судя по отзывам критиков и зрителей, немало в этом преуспели.
Еще один неоднозначный сериал за авторством Константина Богомолова снят по мотивам жуткой истории «ангарского маньяка» Михаила Попкова, державшего в страхе жителей Иркутской области почти 20 лет. Примечательно здесь то, что серийный убийца становится главным действующим лицом. А будоражащая любовная линия с женщиной-следователем, призванной поймать злодея, добавляет особой остроты проекту.
Создатель низкорейтинговых фильмов Сарик Андреасян внезапно снял остросюжетный детективный сериал о двойной жизни самого известного маньяка СССР Андрея Чикатило. Проект вызвал широкие обсуждения этичности изображения в художественном произведении унесшего десятки реальных жизней убийцы, а неоднозначности ему добавил выбор исполнителя главной роли: Дмитрий Нагиев, которого мы привыкли видеть в комедиях разного толка, удивляет зрителей новыми гранями своего таланта. Иначе как «смелым» такой проект не назовешь.
Герой с ампутированными конечностями — уникальный персонаж для российского телевидения. В стране, где слово «толерантность» знакомо разве что жителям городов-миллионников, создатели сериала смело помещают человека с протезами в центр повествования, наделяют его характером супергероя, да еще и заворачивают это в комедийную обертку, умудряясь не скатываться в банальные гэги. Вишенка на торте — Александр Паль в главной роли.
Паулина Андреева и Федор Бондарчук неожиданно тонко и депрессивно отрефлексировали современную столичную жизнь — кругом сплошные невротики, все заедают стресс антидепрессантами и запрещенными веществами, о сексе только лишь одни разговоры, зато много внутренней боли и демонов, не выпускаемых наружу. С последними особенно тяжко справляться герою Константина Богомолова — по иронии судьбы он работает успешным психологом, обслуживая богатых москвичей.
Еще одного неоднозначного и нервного психолога блестяще воплотил Максим Матвеев — его персонаж успешно использует в своей практике метод шок-провокации до тех пор, пока один из клиентов не кончает жизнь самоубийством.
Несмотря на свою пугающую актуальность, тема наркозависимости не пользуется особой популярностью на отечественном телевидении. Поэтому каждый подобный проект становится событием. И хотя центральная тема «Бывших» в какой-то момент смещается с переднего плана, уступая его любовному конфликту главных героев, проникнуться проблемами пациентов наркологической клиники это не мешает.
Простой автозаправщик становится генеральным директором переживающего кризис телеканала. Уже из описания и названия сериала — «Мылодрама» — становится понятно, что зрителей ждет злая сатира на современное телевидение. Видимо поэтому идея подобного проекта родилась на одном из молодежных каналов, не лишенном способности (и возможности) смеяться над собой и цехом. Еще одно слагаемое успеха этой дерзкой задумки — любимец российских телезрителей Сергей Бурунов в главной роли.
Нечистые на руку «служители народа» чаще становятся героями новостных выпусков, передач вроде «Человек и закон» и анекдотов, чем хитовых сериалов. Тем не менее, Семен Слепаков не побоялся взять подобную историю за основу сценария, попросить разыграть его больших звезд, а потом еще и пустить в эфир — и не прогадал.
Первый российский кибернуар в истории отечественного телевидения сложно назвать шедевром, но смелым и провокативным размышлением на тему виртуальной реальности — вполне. Сюжет разворачивается вокруг компьютерной игры, увлечение которой приводит к гибели людей. Главного «плохиша» играет — кто бы вы думали? — конечно, Александр Петров.
Не самый раскрученный, но уж точно один из самых любопытных проектов Сергея Урсуляка тонкой иглой вонзается в самые болезненные и тревожные точки — тут вам и Афган, и 90-е, и развал страны, и трансформация личности под воздействием давящих обстоятельств. Что особенно ценно — режиссер заставляет зрителя задаваться неудобными вопросами и оставляет его с ними наедине, не навязывая никаких ответов.
Неприкрытая жестокость и герой-маньяк — не самый популярный набор сюжетных атрибутов для отечественного телепрома. Однако именно благодаря этому набору криминальный триллер Юрия Быкова с Константином Хабенским в главной роли взбудоражил публику и открыл новую главу в истории российского ТВ.
Сериал Валерии Гай Германики стал чем-то вроде российского «Секса в большом городе», устроив сексуальную революцию на нашем ТВ. Светлана Ходченкова, Алиса Хазанова, Ксения Громова и Анна Слю ищут счастья в личной жизни, попутно собирая у себя в постелях фул-хаус а-ля рюс: унылый муж, женатый любовник, сексист, алкаш, безумный фрик и так далее. Актуально до сих пор.
Кажется, Германика вообще предсказала мировые сериальные тренды — вот вам российский микс из модненьких сегодня «Эйфории» и «Полового воспитания», снятый почти за 10 лет до их выхода. В центре повествования — суровая реальность отечественных школ и проблемы тинейджеров. Снято в мокьюментари-стилистике, поэтому выглядит все максимально реалистично.
Сериал ТНТ «Сладкая жизнь» вторым после «Краткого курса…» задал тренд на неприкрытый секс по телевизору – еще за 5 лет до, к примеру, «Содержанок». Без особых претензий и «сложных щей», в легкой и непринужденной манере и под бодрый саундтрек авторы показывали многое из того, что сегодня в телевизоре представить сложно: от коррупционных схем с участием нечистых на руку представителей церкви до переосмысления взрослым мужчиной собственной сексуальной природы. Смело? Еще как.