Отзыв редакции к фильму «Восьмерка»

Станислав Орлов
7 мая 2014
6
Станислав Орлов поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Восьмерка»
Ментовские войны

Не самая удачная экранизация не самого удачного романа популярного писателя, сделанная известным режиссером. Будет интересна любителям криминально-полицейских мелодрам и романтики 90-х.

Малопривлекательный провинциальный город. Четыре друга омоновца — Гера (Алексей Манцыгин), Лыков (Александр Новин), Грех (Артем Быстров) и Шорох (Павел Ворожцев) ведут своеобразную двойную жизнь. Днем тянут привычную милицейскую лямку, разгоняют бастующих рабочих и участвуют в жестких бандитских захватах, а ночью — в штатском — раскатывают по ночным улицам на побитом ВАЗ-2108 (в народе «восьмерка») в поисках приключений. Приключения эти, как правило, заключаются в грубых драках с представителями криминалитета разного уровня. В процессе столь увлекательной жизни Гера встречает некую Аглаю (Вильма Кутавичюте) — подругу местного авторитета Буца (Артур Смольянинов) — и влюбляется в нее. И начинается «битва за любовь», кровавая и бескомпромиссная. Время действия — канун нового, 2000 года, когда первый президент России Борис Ельцин скажет свое сакраментальное: «Я устал. Я ухожу».

Скорее всего, этот фильм не заслуживал бы какого-то особого внимания, если б не имена его основных создателей — нижегородского писателя Захара Прилепина и питерского режиссера Алексея Учителя. Бывший разнорабочий, грузчик и командир отделения ОМОН, член запрещенной Национал-большевистской партии, а ныне один из самых читаемых современных российских авторов, Прилепин стал известен благодаря своим дебютным романам «Патология» и «Санкья», чей культовый статус невозможно отрицать. Он обладатель многочисленных литературных премий, его книги переведены на 17 языков, и он желанный гость всевозможных престижных книжных ярмарок. Творчество Алексея Учителя тоже не лишено определенной скандальной сенсационности. Его дебютная документальная лента «Рок» демонстрировалась в конце 80-х перед началом подпольных концертов, а последующие картины, такие как «Мания Жизели», «Прогулка» и «Край», вызывали крайне неоднозначные оценки зрителей — от эйфорически-восторженных до брезгливо-негативных. В любом случае выход каждого фильма «от Учителя» вызывает интерес, и интерес этот не ослабевает.

В итоге результат работы столь интригующего тандема получился скомканным. Под рукой маститого сценариста Александра Миндадзе жесткая, брутальная и, видимо, почти автобиографическая история Прилепина, описанная в повести «Восьмерка», превратилась в некую версию «Ромео и Джульетта из конца 90-х». Герои стали предсказуемее, гламурнее и киногеничнее. Удушливая атмосфера ада провинциального города куда-то ушла. Все увиденное невольно вызывает в памяти попытку Егора Кончаловского экранизировать «Антикиллера», первый удачный «грязный» роман в российской криминальной литературе, и попытку неудачную. Стоит ли вспоминать, что автором литературного «Антикиллера» тоже был бывший правоохранитель — полковник милиции в отставке Даниил Корецкий?