Отзыв редакции к фильму «Зимний путь»

Станислав Орлов
20 февраля 2014
8
Станислав Орлов поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Зимний путь»
Жуткие песни

Гомосексуал из консерватории соблазняет парня-люмпена. Первая серьезная российская гей-драма, сделанная в жанре мрачного фестивального артхауса.

Сильно пьющий студент вокального отделения Санкт-Петербургской консерватории Эрик (Алексей Франдетти) приезжает в заснеженную Москву на конкурс, где должен выступать с песенным циклом Шуберта «Зимний путь» («венок жутких песен», по словам самого композитора). В свободное время он бродит с бутылочкой по зимней Москве, одному из самых мрачных городов на свете. Алкогольный путь сводит его с бездомным бродягой Лехой (Евгений Ткачук), агрессивным красавчиком с замашками провинциального уголовника. Как часто бывает, противоположности сходятся, хотя процесс осложнен слишком большой разницей в культуре и менталитете героев. К тому же выясняется, что Эрик — педераст, что не может не возмущать традиционалистскую гомофобию Лехи. Но с каждой новой встречей их отношения будут меняться, пока не приведут к трагической любви.

Рано или поздно в России должно было появиться серьезное кино о людях нетрадиционной сексуальной ориентации. Кажется вполне естественным, что картина сделана как артхаусная драма со всеми ее типичными атрибутами: странными затянутыми сценами, съемками ручной камерой (кстати, оператор — Михаил Кричман, известный по работам с Андреем Звягинцевым), долгими кадрами спин идущих героев.

Создателям картины удается использовать этот инструментарий по назначению — он создает необходимую атмосферу и нагнетает напряжение, которое взрывается в драматичных мизансценах, в диалогах Эрика и Лехи. Они, каждый по-своему, люди тонкой душевной организации, с надорванной психикой. Алкоголь и наркотики только усугубляют их отношения, в которых есть место и насилию, и любви.

Несмотря на серьезный художественный подход к реализации сюжета, сам он относится скорее к области традиционных гей-мифов о соблазнении педерастом парня-натурала. Внешняя канва также не вполне оригинальна и напоминает перестроечный «Такси-блюз» Лунгина о дружбе таксиста и музыканта-неформала — правда, оба они были злостными гетеросексуалами. «Зимний путь» вполне укладывается в мировой тренд фильмов ЛГБТ-тематики, наиболее громкие из которых успешно выходили в российский прокат — от «Горбатой горы» до «Жизни Адель». Снимать драмы о реальном быте людей нетрадиционной сексуальной ориентации никто пока не решается, хотя непонятно почему.

Странно и другое: казалось бы, качественная арт-драма о трагической судьбе гея в России, к тому же первая в стране, где эта тема, как считается, является запретной и уж во всяком случае скандальной, должна была бы выходить с большой помпой и широкой поддержкой прогрессивной общественности, в особенности кинематографической. Поначалу вроде бы события развивались в нужном русле — приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Окно в Европу» (звучит символично, не правда ли), скандал с запретом за пропаганду гомосексуализма… Но вот картина благополучно появилась в прокате в обстановке совершенного молчания и прессы, и интернета. Особенно это выглядит красноречивым после шума, с которым выходила другая недавняя скандальная лента про секс — «Интимные места». Узнаем ли мы когда-нибудь, что за тайные силы, более могущественные, чем Министерство культуры, окружили завесой молчания фильм с такой выигрышной, казалось бы, темой? Кто знает…