О чем сериал «Монастырь»
Веселая тусовщица Мария (Анастасия Ивлеева) отдыхает в Эмиратах с подругой и, по совместительству, женой опасного на вид олигарха (Джаник Файзиев). Одна бурная ночная тусовка девушек заканчивается слитым в интернет интимным видео. Наутро на Машу открывают охоту подручные тихо рассвирепевшего авторитета. Укрыться героине удается уже в России, в глухом монастыре под руководством мудрого отца Варсонофия (Филипп Янковский). Тот уговаривает игуменью Елизавету, истово заправляющую дружественным женским монастырем, принять Машу в качестве трудницы. А сын Варсонофия (Марк Эйдельштейн), готовящийся к постригу юный послушник, влюбляется в Машу всей силой первой любви...
Зачем смотреть
Анастасия Ивлеева в православном интерьере, безусловно, главная зрительская приманка сериала, придуманного Александрой Ремизовой и Александром Молочниковым, недаром проект успел наделать столько шумихи. Актерские глубины в популярной блогерше и телеведущей не разверзлись, но образ игривой оторвы сидит как родной. Главным образом потому, что примерять его и не приходится — кажется, такой он и есть. Привычный публичный, наивный и обаятельный, с глянцем и юморком. Неудивительно, что непроизвольный стендап становится и основной реакцией героини на чужеродную монастырскую действительность. Так, с прибаутками разной степени остроумия и уместности, Маша проявляет не абстрактную, а действенную любовь к ближнему — безо всякого божественного участия. И хоть неслучайное имя героини обещает историю духовного преображения кающейся блудницы, в итоге начинает казаться, что подразумевается совсем другая библейская Мария.
Профессиональные коллеги Ивлеевой тоже создали характеры яркие и запоминающиеся. Током бьет Наталья Кудряшова, игуменья-тиранша, которая большую часть времени находится в истерично-взвинченном состоянии. Обволакивает потаенным змеиным спокойствием Мария Миронова. Наконец, Филипп Янковский в образе проницательного Варсонофия заглядывает в душу так, что сразу все внутри теплеет и проясняется. По крайней мере, прихожане, нескончаемой чередой идущие на прием к полусвятому монаху, проявляют именно такую реакцию.
Снят «Монастырь» красиво, нарядно. Кадр то и дело пронизывают солнечные лучи, словно пришедшим к вере теперь на все времена обеспечен самый красивый закат в их жизни. И даже процесс выгребания трудниками коровьего навоза выглядит так, что хоть картину пиши.
Почему можно не смотреть
Большей изобретательностью могли бы отличаться вставные короткие сюжетцы, в которых отец Варсонофий решает проблемы прихожан. В каждой сцене есть заявка на яркое, парадоксальное, даже детективное решение сложной ситуации. Но почти всякий раз интрига ослабевает, не успев развиться и набивая оскомину от поучений, словно позаимствованных из методички для духовников.
Отдельно удивляет тот факт, что святость и лепота разлиты только в мужском монастыре, женский же пропитан ядовитой атмосферой, там цветут пышным цветом тирания и доносительство. Странное разделение на хороших мужчин и скверных женщин прослеживается и во флешбэках из прошлого Варсонофия, жизнь которого якобы испортила жена, по сути старавшаяся обеспечить семью. Флер женоненавистничества считывается и в отношении главной героини Марии, явившейся в монастырь и сбившей юному послушнику прицел в жизни.
Что до изобилия продуманной и тщательно расставленной в кадре красоты, то она неизбежно рождает ассоциацию с другим сериалом о разных проявлениях человеческого и божественного — «Молодым Папой» Паоло Соррентино. Впрочем, равноценного сравнения с шедевром с Джудом Лоу в главной роли «Монастырь» с Ивлеевой вряд ли выдержит, хотя бы потому, что «Папа», помимо всего прочего, был про что-то неуловимо чудесное, идущее изнутри. А вот чудеса в безусловно эффектном сериале Молочникова гораздо более грубой работы.