Не голая страсть: 6 откровенных драм, которые умнее, чем кажутся

Критика патриархального общества, язвительная сатира о предрассудках и тонкое высказывание о кризисе коммуникации — изучаем, что еще обнажают самые откровенные фильмы последних лет. 18+
Редактор Кино Mail, кинообозреватель

Молодая шведка едет в Лос-Анджелес, чтобы построить успешную карьеру в индустрии кино для взрослых. Несложно догадаться, что путь ее окажется куда тернистее и неприятнее, чем можно решить из названия картины.

Вместо удовольствия — неблагодарный труд и унижение, вместо дружбы — жесткая конкуренция, а взамен вдохновляющей истории об американской мечте — серьезное исследование табуированной темы, которое режиссер Нинья Тюберг лично проводила в течение пяти лет, подытожив его критикой современного патриархального общества и злоупотребления властью.

Язвительная сатира, обличающая лицемерие и предрассудки нашего времени, — не самый завлекательный сюжет для массового зрителя, а потому свой фильм режиссер Раду Жуде начинает со смачного хоум-видео из телефона простой учительницы, которое утекло в интернет без ее ведома.

Шок-затравка, предваряющая трехчастное повествование о прошлом и настоящем румынского общества, оказалась роковой для прокатной судьбы картины в России, где ее не пустили на большие экраны. Увидеть фильм-победитель Берлинале-2021 теперь можно онлайн, правда, не совсем в том виде, в котором он был снят, — цензурированный пролог, из которого полностью убрали изображение, оставив лишь звук, предоставляет зрителю возможность пустить в ход свои самые смелые фантазии.

Умение добиваться своего, бескомпромиссность и жесткость делают Анну высококлассным адвокатом, успешно защищающим в суде своих клиентов — несовершеннолетних жертв насилия. Для домашних она — заботливая мать и любящая жена. Но неожиданно героиня оказывается в еще одной ипостаси, когда вступает в сексуальную связь с сыном мужа от первого брака. Кто она — запутавшаяся женщина или агрессор, достойный участи ответчиков по делам ее подопечных?

Провокационный сюжет датско-шведской драмы развивается с присущим скандинавскому кино минимализмом, даже самые страстные сцены запретной любви показаны здесь отстраненно и молчаливо. Телесность вообще оказывается главенствующим способом коммуникации для героини, неспособной и не стремящейся защищать и оправдывать свои чувства и действия. Не спешит это делать и режиссер Май эль-Туки, не навязывающая зрителям каких-либо моральных выводов и оценок.

Подозревая мужа в измене из-за пары неоднозначных смсок, уравновешенная и опрятная гинеколог Лена пускается во все тяжкие, отдаваясь новым ощущениям в случайных связях с незнакомцами. Но, кажется, месть мужу интересует ее не в первую очередь.

Психологическая эротическая драма Нигины Сайфуллаевой — смелое и тонкое высказывание о кризисе в отношениях еще совсем молодой семьи, о неумении доверять и слышать, о важности проговорить или смолчать, простить или вовремя расстаться. Лента Сайфуллаевой — редкий пример российского кино, пытающегося говорить о женской сексуальности честно, без опостылевших предрассудков и манипуляций.

Чтобы выплатить долги своего отца, Мария де Эредиа выходит замуж за дворянина Анри де Ренье. Но ее сердце и желания устремлены к Пьеру Луису — поэту, эротоману и страстному путешественнику, обещающему научить любовницу таким порокам, о которых она даже не слышала. Так Мари становится одной из многочисленных героинь его «куриос» — фотокарточек с эротическим содержанием.

Обращаясь к реальной истории из богемного Парижа конца XIX века, дебютантка Лу Жене довольно прозрачно намекает на параллели с днем сегодняшним, когда объективация обнаженного тела продолжает вызывать бурные дискуссии. Для героини же такое обнажение становится ее силой, которой она пользуется для достижения собственной свободы.

40-летняя парижанка Элен до безумия влюбляется в томного охранника-плохиша из российского посольства. С этого дня она живет от встречи до встречи с этим загадочным мужчиной, влечение к которому затмевает все остальные интересы Элен.

Кажется, что такое демонстративное упоение обыкновенной страстью и посмеивание над героиней, которая изучает любимую феминистками писательницу, а сама оказывается во власти токсичной маскулинности героя Сергея Полунина, типично скорее для male gaze. «Мужской взгляд», традиционный для секс-триллеров из девяностых, сегодня уступает более психологичному и рефлексирующему взгляду на сексуальность в кино, носителями которого, как видно из этой подборки, часто выступают женщины. Авторы этой картины — режиссер, сценарист и даже оператор — тоже женщины, и здесь они словно заигрывают с устаревшими стереотипами и нашими ожиданиями.