Катя, киноредактор
«Другие», сцена с куклой
Когда меня просят посоветовать «какой-нибудь классный триллер», первое, что я спрашиваю — а ты смотрел «Других»? В начале нулевых этот эталонный образец мистического триллера от испанца Алехандро Аменабара — на пару с засмотренной мною в то же время «Практической магией» — влюбил меня в нервно-фарфоровую Николь Кидман и идеально уложился в мою детскую концепцию атмосферы хоррора. Приглушенные краски, таинственные герои и мрачный особняк где-то в английской глуши, окутанный туманом, — стоит сквозь него пробиться хоть одному лучу света, как все окна тут же наглухо занавешиваются. У Анны и Николаса, детей главной героини Грейс, высокая светочувствительность, а потому все дневное время они проводят при свечах и за чтением Библии. Где-то за пределами их призрачного мира идет война, но Грейс хватает собственных страхов. Когда дети заявляют матери, что подружились с неким мальчиком, живущим в доме, привидения начинают неминуемо пронизывать эту историю все сильнее и сильнее с каждой новой сценой. Одна из них ужасает и одновременно завораживает меня больше всех.
В ту секунду, что я вглядываюсь в это лицо, пока гримасой ужаса искажается кидмановское и мое собственное, я не в силах отвернуться от экрана, как будто попала в сонный паралич. И только потрясение от неожиданного (по меркам неискушенного ребенка) финала может привести меня в чувство.
Марина, выпускающий редактор
«Бабадук», сцена с телевизором
Сразу оговорюсь: напугать меня — дело нехитрое, с такой задачей играючи справится и самый захудалый полтергейст из какого-нибудь ужастика средней руки. В принципе, я одинаково искренне вздрагиваю и от внезапных перемещений Аннабель по кадру, и от считалочки из «Кошмара на улице Вязов». Стоит ли говорить, что после первого знакомства с Самарой из «Звонка» я несколько месяцев отказывалась надолго оставаться наедине с телевизорами? Наверняка все эти эпизоды, ставшие золотой классикой ужасов, вы и без меня прекрасно помните. Поэтому я лучше расскажу о моменте из «Бабадука», впечатлившем меня несколько лет назад и отучившем искать спасения от ночных страхов в работающем телевизоре.
По сюжету вдова, воспитывающая сына в одиночку, в один непрекрасный день находит в шкафу книжку, где наглядно изображено, как в мальчика вселяется некий монстр. После тщетных попыток избавиться от зловещей книжки сюжет преобразуется, и вот уже в монстра обращается сама Амелия. Предсказанное постепенно воплощается на экране. И как раз после того как Бабадук подселяется в Амелию, она, напуганная, измученная кошмарами и бессонницей, пытается успокоиться перед экраном телевизора. Однако вместо умиротворяющих ток-шоу и магазина на диване в эфире — макабрическая дичь с Бабадуком в главной роли.
Аня, редактор сериалов и шоу
«Ведьма из Блэр», финальная сцена
В далеком 1999 году я еще училась в школе и была чиста и наивна, как Форрест Гамп. А потому слепо поверила тому, что «Ведьма из Блэр» это действительно курсовая с того света, смонтированная из реальных кадров. Об этом сообщала вся реклама, и даже на IMDB актеры, сыгравшие в фильме, некоторое время были помечены как «пропавшие без вести». «Документальная» лента без музыки и спецэффектов показывает нам, как трое студентов слоняются по осеннему лесу, снимая все происходящее на две видеокамеры. Собственно, и все. Но за 80 минут экранного времени атмосфера в фильме постепенно накаляется, пугающие звуки становятся ближе, а действие все непонятнее. Завершается фильм секундной сценой: мы видим, что в углу, как наказанный ребенок, стоит человек, а камера падает на пол.
Лена, редактор сериалов и телепрограммы
«Хостел», сцена с газовой горелкой
Всегда побаивалась хирургов и кровожадных людей, а уж от мысли о кровожадных хирургах просто кровь стыла в жилах (да что там, стынет до сих пор!). Поэтому просмотренный в студенчестве фильм «Хостел» стал для меня квинтэссенцией парализующего страха и ужаса. По сюжету трое молодых людей в поисках сексуальных утех отправляются в Словакию, где судьба в лице двух восточно-европейских красавиц сталкивает их с любителями наслаждений другого толка. Друзья оказываются в закрытом «элитном клубе», члены которого могут заказать себе жертву любой национальности для изощренных издевательств. Несостоявшиеся хирурги и просто садисты всех мастей претворяют в жизнь свои самые больные фантазии, вооружившись скальпелями, пилами и еще десятком инструментов, о назначении которых лучше не знать. Одной из несчастных жертв в этом фильме выступила японская туристка, которую ее мучитель лишил глаза, воспользовавшись газовой горелкой. Да-да, газовой горелкой.
Марина, главный редактор
«Кошмар на улице Вязов» целиком и сцена с лисичкой из «Антихриста»
С фильмами ужасов у меня отношения не задались с самого детства — виной всему VHS-ка c «крутым американским фильмом», с гордостью добытая папой в девяностые и принесенная домой для семейного просмотра. Все бы ничего, но тем самым крутым фильмом оказался «Кошмар на улице Вязов» 1984 года. Одурманенные ценностью находки, родители явно позабыли о впечатлительности своего ребенка: я поверила в Крюгера сильнее, чем в Деда Мороза, и старательно таращила глаза долгими ночами в страхе, что мужик в дурацком полосатом свитере явится ко мне во сне. Мне до сих пор становится не по себе в длинных темных коридорах, я не люблю лежать в наполненной водой ванне, а если услышу знаменитую считалочку, сердце начнет сбиваться с ритма.
Эти подростковые страхи смог перекрыть только великий и ужасный Ларс Фон Триер — новой порцией уже совсем недетских страшилок. Пересказывать его «Антихриста» смысла нет — половину фильма я провела с зажмуренными глазами, но, как ни странно, самым страшным для меня моментом стала вовсе не знаменитая своей натуралистичностью шокирующая сцена с ножницами, а крошечный эпизод с... лисицей.
Хаос правит, Фредди за нами придет, никогда не спите, детки.