Звездная тварь
Многие великие замыслы возникают совершенно случайно — вот и история о кровожадном инопланетном монстре, известном нам как Чужой, вышла из... самой настоящей космической комедии. В 1970-х американский сценарист Дэн О'Бэннон работал вместе с Джоном Карпентером над его дипломной работой, фантастической комедией «Темная звезда», и так впечатлился тамошним пришельцем, которого сыграл... обычный цветной резиновый мяч, что задумал создать собственного. Только не смешного, а по-настоящему страшного. Правда, процесс реализации идеи затянулся надолго — сперва О'Бэннон отвлекался на адаптацию рассказа Филипа К. Дика «Мы вам все припомним» (спустя много лет он превратился в фильм «Вспомнить все»), затем успел поработать над экранизацией романа «Дюна», в процессе познакомившись с Гансом Рудольфом Гигером — художником, создавшим впоследствии вселенную кинофраншизы «Чужой».
К собственному проекту, получившему название «Звездная тварь», О'Бэннон вернулся лишь тогда, когда остался без гроша в кармане — после провала «Дюны».
Изначально в сценарии были прописаны шесть персонажей — космические дальнобойщики, а также главный антагонист — злобный инопланетянин, проникший на грузовой корабль. Главного героя О'Бэннон намеревался сделать исключительно мужчиной, а финал — совершенно беспросветным, ведь автор обрек всех героев на гибель.
Уивер вместо Стрип, шок вместо космической романтики
Как теперь понятно, вариант О'Бэннона претерпел множество изменений — от названия и до концовки. Так, «Звездная тварь» канула в Лету, когда сценариста осенило: ту самую тварь на протяжении всего сюжета слишком часто называют «чужим». Главного героя мужчину заменили на женщину: Элен Рипли сыграла Сигурни Уивер, случайно обойдя на кастинге Мэрил Стрип и впечатлив режиссера Ридли Скотта. Наконец, добавился и относительный хеппи-энд.
На руку О'Бэннону сыграл успех вышедших в 1977 году «Звездных войн» — 20th Century Fox решилась пустить сценарий в производство, и через два года на экраны вышел космический хоррор об агрессивном ксеноморфе. «Чужого» выгодно отличали царивший в нем беспросветный ужас и взрослые актеры, которые выглядели убедительнее юных звезд фильма Джорджа Лукаса. Выбор в пользу главной героини тоже оказался судьбоносным: далеко не хрупкая, но все-таки женщина оказывается лицом к лицу с безжалостным существом, которое обрекает ее на вечный кошмар.
Кстати, о кошмаре. Фильм вышел на экраны в те времена, когда человечество грезило об иных мирах и строило планы покорения новых горизонтов вдали от Солнечной системы. Человек в этих мечтах ходил по звездам едва ли не пешком, и Вселенная была у его ног. «Чужой» показал обратную сторону этих грез и произвел отрезвляющий эффект наряду с шокирующим. А еще отхватил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, обзавелся фан-сообществом, тремя сиквелами и приквелом.
Что еще за ксеноморф
Кровь-кислота, проедающая поверхности насквозь, острые зубы, ловкость, нечеловеческая сила и шокирующая внешность. Таким Чужого (он же ксеноморф) показал художник Гигер, приложив к образу пришельца не только фантазию, но и немало свиных кишок, моллюсков, устриц и овечьих почек.
Тварь появляется на свет, вырываясь из грудной клетки носителя, зараженного яйцами лицехвата, и сразу же скрывается. Очень быстро вырастает и начинает истреблять лишних, по ее мнению, обитателей экосистемы — ради собственного выживания или чисто для развлечения, мотивы не ясны. Однако ясно одно: от Чужого не скрыться. Чужой — олицетворение неистребимого кошмара, который возвращается вновь и вновь, где бы вы ни находились.
Обо всем по порядку
Самый первый «Чужой»
Чтобы раз и навсегда испугаться и восхититься «Чужим», загляните в его самое начало — картину Ридли Скотта 1979 года. Ощутите скрежет корабля и бродящего по нему ужаса, проникнитесь безмолвной пустотой космоса, где никто не сможет услышать ваш вопль... Ну а чтобы не запутаться в сложном и растянутом во времени сюжете (фильмы выходили с 1979 по 1997 год), сконцентрируйтесь на офицере Эллен Рипли.
Героиня в составе команды космического грузового судна «Ностромо» по приказу Компании высаживается на необитаемой планете LV-426, с которой исходит таинственный сигнал. Источник сигнала — гигантская конструкция, которая оказывается потерпевшим крушение инопланетным звездолетом. Внутри восседает давно почивший пилот — Космический жокей с разорванной грудной клеткой. В трюмах экипаж находит яйца, а в яйцах — смерть, которая проникает на корабль вместе с зараженным помощником капитана.
Агрессивная тварь методично истребляет почти всю команду, кроме Рипли и рыжего корабельного кота.
«Чужие» (1986)
В «Чужих» Джеймса Кэмерона офицер Рипли, едва пережившая схватку с ксеноморфом, вновь вынуждена столкнуться с кошмаром, возвратившись на злополучную планету в составе исследовательской команды и нескольких военных. Экспедиция в ужасе и по частям бежит обратно в безопасный космос, попутно взрывая ядерный реактор, но матка Чужого проникает на корабль людей. Сюжет второго фильма подтверждает догадки зрителя о том, что грузовик «Ностромо» не просто так попал на заброшенную планету и что ксеноморф зачем-то нужен кому-то на Земле.
«Чужой 3» (1992)
«Чужой 3» Дэвида Финчера выбрасывает многострадальную Рипли на планету-тюрьму. Инопланетянин, заразив местную собаку, модифицируется в гибрид с повышенной ловкостью и уничтожает всех обитателей тюрьмы (сперва, конечно же, тех, кто игнорировал предупреждения Рипли об опасности). В тюрьме Эллен Рипли узнает, что заражена, и тоже гибнет, не сдавшись прибывшим на планету хозяевам — представителям Компании, которые всерьез намереваются создавать биологическое оружие.
«Чужой 4: Воскрешение» (1997)
«Чужой 4» Жана-Пьера Жене возвращает нам Эллен Рипли, хотя и не совсем человека, спустя 200 лет после событий в тюрьме. В дивном новом мире военные создают клонов Рипли, зараженных Чужими и обладающих сомнительными сверхспособностями вроде кислоты вместо крови. Женщина-офицер-мутант снова мешает планам Компании и выбрасывает в космос очередного Чужого — самого близкого ей на этот раз.
«Прометей» (2012)
Финал тетралогии стал самым слабым из всех, расстроил критиков и зрителей абсурдными поворотами сюжета и отсутствием атмосферы безысходности и безмолвного космического ужаса. Последнего не обнаружилось и в пятом фильме киновселенной — приквеле «Прометее», который был снят «отцом» франшизы Ридли Скоттом. Ксеноморфа в фильме не оказалось, зато нашлось место для размышлений о Создателе. Картину ожидаемо приправили и знакомыми многим шаблонами из предыдущих фильмов — вроде говорящей головы андроида, вырывающейся из тела носителя твари, и внезапно выскакивающих лицехватов.
В то же время «Прометей» познакомил зрителя с новым обаятельным персонажем — андроидом Дэвидом (Майкл Фассбендер), любителем подглядывать в чужие сны, изучать морфологию древних языков, играть в «баскетбол на велосипеде» и подражать Лоуренсу Аравийскому.
«Чужой: Завет» (2017)
Новый космический корабль с библейским названием «Завет», новый экипаж во главе с новым женским персонажем (Кэтрин Уотерстон), новые ксеноморфы, целых два Майкла Фассбендера и даже немного Джеймса Франко зритель увидит в шестом фильме франшизы. Предполагалось, что «Завет» прольет свет на происхождение людей, но 79-летний Ридли Скотт решил раскрыть лишь тайну появления Чужих во Вселенной. Путешествие «Завета» максимально актуализировано — экспедиция отправляется колонизировать пригодную для жизни планету, а в итоге сталкивается с тем самым беспощадным ужасом, а также андроидом Дэвидом из «Прометея».
При этом в плане сюжета «Завет» не предлагает ничего нового. Все основные ходы позаимствованы из предыдущих фильмов франшизы (вплоть до впечатляюще некомпетентной команды космических исследователей из «Прометея»).
Не смотрите «Чужой» и «Чужой: Завет», если:
— вы уверены, что кровь, перемешанная с черной слизью, и злобный оскал жуткой морды ксеноморфа навсегда лишат вас доброй половины нервных клеток;
— вы уверены, что ничего не поймете ни в оригинальной трилогии, ни в приквеле, ни в сиквеле приквела;
— вы не хотите узнать тайну происхождения Чужого. Да, Скотт рассказал, откуда взялись ксеноморфы, но его разъяснения хочется забыть и вернуться в то счастливое время, когда эти монстры были существами непонятными, неисследованными и непредсказуемыми;
— вы не готовы узнать, что главные в этой Вселенной вовсе не Чужие, а андроиды.
— вы уверены, что «Звонок» гораздо лучше.