Термин «первый контакт» был введен в обиход в середине XX века, при этом саму возможность встречи землян с пришельцами писатели-фантасты рассматривали и раньше — в частности, «Война миров» Уэллса была опубликована еще в 1898-м. Сценаристы нового и, пожалуй, самого амбициозного российского кинопроекта «Притяжение» предположили, что этот самый первый контакт произойдет в недалеком будущем — и не где-нибудь, а в московском районе Северное Чертаново.
Как говорит постановщик и продюсер картины Федор Бондарчук, район, застроенный «сооружениями невероятной красоты», он сам полюбил еще в юности. Понятно за что: Северное Чертаново, возведенное во второй половине 1970-х к Олимпийским играм, когда-то действительно выглядело городом будущего. Однако к настоящему времени оно посерело, потрескалось и теперь не слишком сильно отличается от прочих спальных районов. Поэтому тот факт, что инопланетяне это самое Чертаново эффектно разрушат, вряд ли всерьез кого-либо расстроит. А вот наладят ли москвичи контакт с пришельцами, пока неизвестно: и сам Бондарчук, и снимавшиеся в фильме актеры Олег Меньшиков, Ирина Старшенбаум и Александр Петров держат рты на замке и секретов фильма не раскрывают.
Я исполнил одну из главных ролей в новом «секретном» проекте Федора Бондарчука и подписал соглашение о неразглашении информации о проекте и съемках в нем. Могу сказать только одно: с Федором Сергеевичем работать — одно удовольствие!
Сарик Андреасян уже заглядывал в будущее (в его ленте «Мафия: Игра на выживание» время действия — 2070-е), и ему там, видимо, понравилось. Следующая его картина — вновь о временах предстоящих, точнее, о том, как некий будущий диктатор старается захватить Москву, а за ней и весь мир. Противостоит ему секретная организация «Патриот», в которую еще 60 лет назад набирали супергероев из союзных республик. Хотя СССР четверть века как распался, новых бойцов «Патриот» будущего опять ищет по бывшим республикам — и находит уроженца Азии Хана, представляющего воздушную стихию, и кавказца Лера, управляющего стихией земной. Для полного комплекта в команду супергероев берут Ксению, повелевающую водой, и сибирского богатыря Арсуса, который при необходимости превращается в… кого бы вы думали? Конечно же, медведя.
В главных ролях — сплошь молодые и малоизвестные актеры. Сам режиссер объясняет такой выбор следующим образом:
Мы сознательно выбрали молодых актеров, чтобы зритель им верил. Молодые актеры — это игра с чистого листа и сопереживание их героям. Согласитесь, было бы странно увидеть в роли супергероя Сергея Безрукова. Не потому, что он бы не сыграл, а просто потому, что зрители бы реагировали на него по-другому.
Туда, где Андреасян уже побывал, другие режиссеры только отправляются. В ленте Андрея Волгина, как и в «Мафии», события разворачиваются в 70-х годах XXI века, и речь здесь идет о телевизионном шоу, по правилам которого не все участники доживают до финала. Однако в «Танцах насмерть» у шоу есть не только развлекательная, но и практическая ценность. Из проигравших участников танцевального конкурса механизм, встроенный в арену, выкачивает энергию, используемую затем для подпитки города. Москва, впрочем, даже после подпитки выглядит потрепанной — в кадре, в частности, появляется сталинская высотка со сломанным шпилем. Еще одним фоном становится Москва-Сити — действительно, какое же будущее без делового квартала.
При этом «Танцы насмерть» — кино не только о плясках и смерти, но и о любви: светлое чувство зарождается между двумя участниками шоу (их играют Иван Жвакин и Лукерья Ильяшенко). То есть авторы, очевидно, вдохновлялись не только «Мафией», но и, например, «Голодными играми».
При разработке сюжета мы старались отталкиваться в первую очередь от интересов молодых зрителей. Придуман увлекательный фантастический мир будущего — целое общество со своими законами, устройством и правилами выживания.
«Икария»
Молодой актер Иван Янковский, совсем недавно сражавшийся с нечистью в «Ночном дозоре», то есть, простите, в «Ночных стражах», в скором времени отправится в будущее — правда, недалекое. В «Икарии» его герой живет в 2027 году; предполагается, что за десять лет человечество совершило научный прорыв и ученые вот-вот подарят людям бессмертие. Осталось провести последний эксперимент, который каким-то образом превращается в телеигру (отечественные кинематографисты, видимо, убеждены, что будущее — за телевидением).
Постановкой «Икарии» занимался Явор Гырдев, чей фильм «Дзифт» в 2008-м удостоился приза за режиссуру на ММКФ. Съемки проходили не только в Москве, но и на морском острове — однако не на греческой Икарии (недалеко от этого клочка суши якобы утонул знаменитый мифический персонаж Икар, пытавшийся взлететь к солнцу на восковых крыльях), а на средиземноморской Мальте.
Проект «Gemini» — попытка найти пригодную для жизни планету, куда могли бы переехать обитатели перенаселенной Земли. Согласно сюжету фильма сроки поджимают: откуда-то из космоса приходит сигнал, делающий нашу родную планету все менее приспособленной для жизни людей. Землянам не остается ничего другого, кроме как отправить экспедицию к источнику сигнала. Пока неясно, где именно в киновселенной расположена планета, которую посещают астронавты. Однако известно, что подходящие ландшафты для съемок инопланетной натуры нашлись в Казахстане, точнее, в 150-километровом Чарынском каньоне (виды там действительно впечатляющие).
Режиссерское кресло проекта занял Вячеслав Лисневский. Примечательно, что ранее он вместе с постановщиком «Танцев насмерть» Волгиным работал над паранормально-детективным сериалом «Грач» — правда, тогда Лисневский выступал в качестве оператора. Главные роли в «Проекте "Gemini"» исполняют молодые и модные Егор Корешков и Алена Константинова.
Единственный телепроект в подборке — сериал, разрабатываемый студией Yellow, Black and White («Кухня», «Светофор») и компанией Sputnik Vostok Production («Лондонград») для «Первого канала». Масштабы впечатляют: с самого начала были анонсированы два сезона по восемь серий в каждом, авторы обещают, что в кадре появятся киберкостюмы и другие гаджеты, которые пока что можно увидеть только на страницах научных изданий. При этом сам город не столь отдаленного будущего окажется более-менее привычным и узнаваемым — разве что на его улицах среди обычных людей можно будет обнаружить андроидов.
По сюжету эти роботы уже стали для горожан привычным элементом жизни. Главную «роботизированную» роль исполняет Паулина Андреева («Саранча», «Статус: Свободен», сериалы «Метод» и «Оттепель»). Актрисе приходится работать в сложном гриме, на наложение которого требуются часы, зато в результате металлический череп ее героини вызывает «полное ощущение реальности».