Русская Грета Гарбо: Алла Демидова отмечает 80-летие

В честь юбилея актрисы вспоминаем самые яркие моменты ее творческой биографии
Алла Демидова
Алла Демидова на кинопремии «Белый слон», 2008 год
Алла Демидова
Алла Демидова на пресс-конференции премии «Триумф»
Алла Демидова, 2012 год
7

Алла Демидова известна не только своим талантом — артистка уже давно стала настоящим символом интеллигентности, а в историю отечественного искусства она вошла как одна из самых значительных и стильных современных русских актрис. Демидова иронична, умна, загадочна, замкнута — не случайно во Франции ее сравнивают с образом «неуловимой кометы».

В советские годы артистка была очень популярна и востребованна, да и сегодня ей часто предлагают роли в кино. Другое дело, что соглашается она их играть нечасто. Зато каждое появление Демидовой на экране становится событием — настолько отточено ее мастерство. В день рождения знаменитой актрисы вспоминаем ее карьеру.

«Великаяактриса»

Алла Демидова в интервью «Аргументам и фактам» однажды сказала:

Точно знаю — в прошлой жизни я была актером. В будущей — никогда бы не стала, не пошла в театр, если бы моя воля. Стала бы отшельником, переписывала рукописи или клеила бы конверты у себя в доме на Икше, на балконе...

Удивительно, но популярная актриса, о славе которой грезят миллионы, часто говорит о том, что неправильно выбрала профессию и что ей так и не удалось самовыразиться. Однако у зрителей и многочисленных поклонников таланта Демидовой никогда не возникало сомнений, что сцена — это ее призвание.

В детстве Демидова хотела стать великой актрисой, причем эти два слова она всегда произносила слитно, из-за чего в семье получила шутливое прозвище Великаяактриса. И хотя она любила участвовать в школьных театральных постановках, по признанию самой артистки, ей в основном давали играть «каких-то бакул-бобылей». Да и в Щукинское театральное училище с первого раза ее не взяли, так как девушка была слишком застенчивой и к тому же шепелявила. «С такой дикцией в артистки не ходят», — уверяли Демидову. Разочаровавшись, будущая народная артистка РСФСР поступила в МГУ на экономический факультет.

Однако жизнь все равно вывела артистку на сцену: сначала она играла в студенческом театре, после МГУ поступила в Щукинское училище, а затем оказалась в Театре на Таганке, который в то время получил в свое распоряжение один из преподавателей училища Юрий Петрович Любимов.

Душа Таганки

Демидова не сразу стала звездой Театра на Таганке, какой мы ее знаем сегодня, — долгое время актриса вообще не получала ролей. А ее первой ролью из классики на этой сцене стала Вера в спектакле по Лермонтову «Герой нашего времени». Состав был как на подбор: Печорин — Николай Губенко, Грушницкий — Валерий Золотухин, драгунский офицер — Владимир Высоцкий

В течение нескольких лет Демидовой пришлось продолжать играть в театре лишь в маленьких эпизодах и буквально на износ. Только после проверки на прочность Любимов стал давать актрисе главные роли. А что было дальше, все знают — великолепные спектакли в исполнении актрисы: ее Гертруда в «Гамлете», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Любовь Раневская в «Вишневом саде» давно стали эталоном и ориентиром для других артистов.

За более чем 30 лет службы на сцене Театра на Таганке Демидовой пришлось пережить разные времена: восхождение к славе, смерть Высоцкого, запрет спектаклей «Борис Годунов» и «Памяти Высоцкого», эмиграцию Любимова, приход в театр и смерть Эфроса, возвращение Любимова, раздел Таганки, раскол труппы... после которого народная артистка и решила покинуть любимый театр.

Кинодива

Параллельно с театральной стремительно развивалась и кинокарьера актрисы. Первой значительной работой Демидовой на экране стала лента «Дневные звезды» Игоря Таланкина 1966 года. Актриса сыграла в биографической драме поэтессу-блокадницу Ольгу Берггольц, которая лично оценила работу Демидовой и со словами: «Пока свеча горит — человек думает...» — подарила ей на память подсвечник.

После «Дневных звезд» Демидова снималась в каждом фильме знаменитого режиссера, а когда у Таланкина не было для нее подходящей роли, он специально ее придумывал и вписывал в уже готовый сценарий. Но не только Таланкин был восхищен работой артистки, мимо ее таланта не проходил ни один режиссер. Она снималась у лучших кинематографистов эпохи: Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Юлия Райзмана, Михаила Швейцера, Андрея ТарковскогоКиры Муратовой. Актриса сыграла Марию Спиридонову в фильме «Шестое июля», Лесю Украинку в «Иду к тебе», Аркадину в «Чайке», Лизавету Павловну в «Зеркале», Герцогиню Мальборо в «Стакане воды», Елену Протасову в «Детях солнца». Всего фильмография артистки насчитывает более 40 фильмов. И это притом, что в советские годы артистка входила в «черный список» Комитета по кинематографии и ей не всегда разрешали играть главные роли.

Главным секретом успеха актрисы стал ее элегантный образ, пластичность и утонченные манеры. Демидову часто сравнивали с шведской и американской звездой Гретой Гарбо:

Как и Грета Гарбо, Демидова прежде всего — актриса рук и лица... Удивительная лепка головы делает её редкостно киногеничной. Сказать, что ее лицо отличается красотой и благородством линий, — еще ничего не сказать. Как и лицо Гарбо, оно по-своему абсолютно, то есть открыто каким угодно смыслам. Но, в отличие от лица Гарбо, идеальность которого напоминала о смерти, идеальное лицо Демидовой говорит о жизни, запрятанной глубоко внутрь.
Михаил Брашинский
режиссер
Алла Демидова
Алла ДемидоваИсточник: Аргументы и факты

Сегодня Демидову нечасто увидишь на экране — она бережно относится к своей профессии и внимательно подходит к выбору ролей. По свидетельствам очевидцев, за кадром народная артистка всегда остается серьезным человеком: почти никогда не участвует в дискуссиях, ни с кем не общается, а отснявшись, сразу скрывается в гримерке.

Демидова — закрытый человек и всегда расстраивается, когда журналисты «лезут» в душу к ней или ее коллегам по сцене, экрану. Поэтому о личной жизни артистки известно немного: 54 года она была замужем за сценаристом Владимиром Валуцким, который скончался в прошлом году в возрасте 78 лет. Но несмотря на долгий брак, у них не было детей. Как однажды сказала сама актриса:

Я никогда не хотела иметь детей. У меня нет материнского чувства.

В ее жизни любовь играет не главную роль. Главнее — чувство долга.