Роскошная классика: от Скарлетт О'Хары до Холли Голайтли
Кто знает, стала бы Мэрилин Монро иконой стиля, если бы однажды не познакомилась с Уильямом Травиллой — одним из самых плодовитых голливудских дизайнеров, обладателем «Оскара» и «Эмми». Именно он является автором самого культового платья в истории кино — того самого, в котором Мэрилин Монро появилась в знаменитой сцене с вентиляционной решеткой в комедии Билли Уайлдера «Зуд седьмого года». Впоследствии Мэрилин напишет ему: «Дорогой Билли, одевай меня всегда! Я люблю тебя!» — и они станут близкими друзьями. Травилла будет работать с ней еще в восьми картинах, включая «Джентльмены предпочитают блондинок». В этой ленте Мэрилин появится в еще одном знаковом наряде: длинном платье-бандо из атласа ярко-розового цвета.
После смерти Травиллы в 1990 году коллекция платьев Мэрилин его авторства будет продана. Розовое платье позже «всплывет» на аукционе и уйдет за $310 00, а белое окажется у актрисы и коллекционера Дэбби Рейнольдс. Правда, в 2011-м ей пришлось выставить на аукцион часть вещей, чтобы расплатиться с кредиторами, — в итоге белое платье Мэрилин ушло с молотка за $4,6 млн. Тогда же на торгах появился и еще один интересный лот — рубиновые туфельки Дороти из фильма «Волшебник страны Оз»…
Голубой клетчатый сарафан с белой блузой и красные туфельки, в которых появилась Джуди Гарлэнд в фильме 1939 года, тоже прочно вошли в историю кино и стали вдохновением для модельеров на долгие годы. Автор костюма, Адриан Адольф Гринберг, в титрах просто — Адриан, одевал многих звезд Голливуда, от Греты Гарбо до Джоан Кроуфорд, а его наряды появились в двух сотнях фильмов. Кстати, изначально туфельки Дороти должны были быть серебряными, но в фильме они сменили цвет: Адриан придумал использовать пайетки и стеклярус рубинового оттенка, ими туфли и расшивались вручную.
Стоит отметить, что костюмы для фильмов всегда создавались в нескольких экземплярах. Поэтому до наших дней сохранились семь платьев Дороти и четыре пары туфель, однако провенанс, не оставляющий сомнений, имеют не все из них. На данный момент известно, что две пары рубиновых туфелек находятся у частных коллекционеров, третья выставлена в музее Смитсоновского института, а четвертая была украдена из музея Джуди Гарлэнд в Миннесоте в 2005 году. За возвращение этих туфелек была объявлена награда в $1 млн.
За сногсшибательные платья еще одной знаменитой модницы Скарлетт О`Хары мы должны благодарить Уолтера Планкетта, долгие годы считавшегося главным авторитетом в вопросах исторического костюма. Наряд из светлого муслина с зелеными цветами и изумрудной лентой, в котором героиня «Унесенных ветром» появляется на балу в «12 дубах», дизайнер создавал специально для зеленоглазой Вивьен Ли. До 1976 года платье находилось в архивах студии MGM, где пришло в плачевное состояние и было заново восстановлено Планкеттом. Сейчас оно хранится в Художественном музее Лос-Анджелеса.
Второй наряд Скарлетт — зеленое бархатное платье «из старых портьер» Маргарет Митчелл описывала, не слишком вдаваясь в детали: «Платье было несравненной красоты — оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно». Поэтому Планкетт создавал его, полагаясь на собственную фантазию. После съемок костюм достался продюсеру фильма Дэвиду Селзнику, а сейчас он принадлежат Центру гуманитарных наук при Техасском университете.
Наконец, история классических кинонарядов немыслима без идеального черного платья Одри Хепберн из фильма «Завтрак у Тиффани». Наряд был создан знаменитым французским модельером Юбером де Живанши, с которым актриса была дружна, а потому носила работы его авторства во многих своих фильмах, включая «Сабрину» и «Как украсть миллион». Живанши сделал три платья из черного атласа: оригинал и две копии, которые отправились на студию Paramount. Там за дело взялась художник по костюмам Эдит Хэд. Обладательница рекордных восьми «Оскаров» Хэд подобрала аксессуары: длинные черные перчатки и жемчужные украшения, завершив лаконичный и при этом роскошный образ Холли Голайтли, на который до сих пор ориентируются модницы по всему миру.
Оригинал платья по-прежнему находится в коллекции дома Givenchy, одну из копий студия Paramount передала в Музей кино в Мадриде, а вторая была продана в 2006 году на аукционе Christie`s за £467 000, что тогда равнялось примерно $1 млн.
Сексуальная революция: платья, которые соблазняют
Свобода самовыражения, буйство красок, раскрепощенность и неприкрытая сексуальность — то, что происходило с модой в конце XX века, не могло не отразиться и на стиле героинь фильмов того времени. За примером далеко ходить не надо — достаточно вспомнить героиню Шэрон Стоун в культовом фильме начала 90-х «Основной инстинкт».
Короткое белое платье-футляр с высоким воротом, в котором коварная обольстительница Кэтрин Тремэлл пожаловала на допрос, придумала художник по костюмам Эллен Мирожник.
Нужно было создать что-то простое, современное и без излишеств. Образ, в котором нет суеты и беспорядка, однако такой, что потом застрянет в памяти».
Белый стал идеальным выбором цвета для такого платья, он притягивал свет и выделял точеную фигуру Стоун в затемненной камере для допросов. Стоит отметить, что наряды Кэтрин Тремэлл вообще выдержаны в неброских светлых оттенках, так Мирожник ушла от клише «женщины-вамп».
Совершенно противоположного мнения придерживалась художник по костюмам Мэрилин Вэнс, когда настаивала на ярко-красном цвете для роскошного платья, в котором героиня по имени Вивьен отправляется в оперу в культовой мелодраме 90-х «Красотка».
Студия хотела сделать платье черным. Но я была абсолютно уверена, что тут нужен красный. Чтобы доказать это, мы сшили три разных модели в нескольких цветах и сделали множество фотопроб. В результате я смогла убедить всех в правильности выбора оттенка.
И действительно, алый оттенок не только не опошлил наряд героини Джулии Робертс, а впервые придал элегантности и шарма девушке легкого поведения, которая до этого появлялась в кадре в откровенно безвкусных нарядах.
Еще один соблазнительный наряд из уже современного кино — платье изумрудного оттенка, в котором появилась Кира Найтли в драме режиссера Джо Райта «Искупление». Дизайнер Жаклин Дюрран — давняя соратница Райта, создавала образы для многих его фильмов, а за последнюю их совместную работу, ленту «Анна Каренина», была удостоена «Оскара».
Создавая наряд для одной из ключевых и самых страстных сцен «Искупления», Дюрран опиралась на описание платья из оригинальной книги Иэна МакЮэна: «Она <…> перебрала вешалки в гардеробе и сняла зеленое выпускное, без спинки. <…> и моментально почувствовала себя хорошо одетой, неуязвимой и безмятежной; теперь из зеркала на нее смотрела наяда». Такой наядой и предстала перед зрителями героиня Киры Найтли. Самой же Дюрран пришлось изрядно поломать голову, чтобы создать совершенный образ: только чтобы достичь идеального изумрудного оттенка, дизайнеру, по ее словам, пришлось «обыскать весь Лондон» и в результате обратиться к мастерам, которые выкрасили шелк смесью трех разных зеленых оттенков. А для едва заметной перфорации вдоль соблазнительного V-образного выреза на спине и вовсе пришлось применить лазер.
Новая эра: платья со спецэффектами
В наше время фантазия фэшн-дизайнеров поражает воображение не меньше, чем спецэффекты в кино, — достаточно вспомнить главную модницу 2000-х Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе». За подбор костюмов для сериала отвечала стилист Патриция Филд, которая словно боролась за зрительское внимание со сценаристами: безумных форм и цветов шляпки, юбки, туфли и аксессуары Кэрри отвлекали от главного — ее философских размышлений о мужчинах и сексе. Однако за кульминационным нарядом героини Сары Джессики Паркер стояло уже громкое для индустрии моды имя — сама рыжеволосая бестия Вивьен Вествуд нафантазировала роскошное, многослойное, еле помещавшееся в кадр шелковое платье цвета слоновой кости, в котором Кэрри оказалась брошенной у алтаря Мужчиной Мечты.
«Свадебное платье — квинтэссенция любой модной коллекции», — уверена Вествуд. Так и ее платье стало квинтэссенцией стиля героини культового сериала. После выхода полнометражного фильма «Секс в большом городе», в котором и состоялась знаковая сцена с платьем, эту модель раскупили буквально за несколько дней, несмотря на высокую цену. А спустя несколько месяцев его можно было заказать лишь в лондонском бутике дизайнера за £11 000, при этом ждать заказа пришлось бы около полугода.
Однако не только киногероини удостаиваются чести носить роскошные наряды — на костюмах для персонажей современных сериалов сегодня тоже не экономят. Благодаря культовому фэнтези «Игра престолов» имя дизайнера Мишель Клэптон прочно вписано в историю — две премии «Эмми» тому доказательство. Клэптон не просто придумала необычные наряды, она создала собственную «моду» в отдельно взятом выдуманном королевстве. Для каждого героя подобран стиль, который меняется вместе с персонажем и его характером. Но особенно выделяется на фоне всех Матерь Драконов Дейенерис Таргариен, стиль которой преображается в течение всех пяти сезонов. Сначала это юная девушка в воздушном, невесомом платье. Затем воительница в синем коротком наряде, вышивка которого напоминает чешую драконов. В последнем на сегодня пятом сезоне героиня предпочитает белый цвет и строгие платья, что, по словам дизайнера, «символизирует ее силу и бессмертие». При этом платья героини и ее прически уже можно назвать культовыми — как повторить стиль Дайенерис, плести такие же замысловатые косы и мастерить аксессуары в духе «Игры престолов», сегодня учат многие женские издания.
Достойная соперница Клэптон — костюмер франшизы «Голодные игры» Триш Саммервиль, которая уже несколько лет подбирает экстравагантные наряды для жителей Капитолия. Чтобы оценить полет фантазии Триш, достаточно взглянуть на наряды одной только героини Элизабет Бэнкс. Но вот самое яркое платье главной героини стало плодом совместного творчества молодого индонезийского дизайнера Текса Саверио и специалистов по визуальным эффектам. Знаменитое «огненное» платье Китнисс произвело эффектное превращение — сначала оно представляло собой шикарный наряд в пол из белой органзы с лифом, отделанным абстрактными металлическими украшениями, кристаллами Swarovski и белыми перьями и символизировало клетку, в которой «заперта» героиня. Затем все это сгорало слой за слоем прямо на героине, которая в итоге предстала в мрачном пепельном платье «Сойки-пересмешницы» — его поразительной деталью стали гигантские крылья, с удивительной реалистичностью вспорхнувшие за спиной героини.