«Левиафан» Андрея Звягинцева продолжает собирать призы: за «Золотым глобусом» последовала номинация на «Оскар». Сыграв в самом громком российском фильме года не столько жену главного героя, сколько русскую женщину как таковую, с ее неизбывной тоской и иррациональной, божественной логикой, Елена Лядова теперь может почти официально считаться главной музой режиссера — и «Елена» строилась во многом на ее редких, но ярких появлениях в кадре.
Изменилась ли ваша актерская судьба после фильма?
Любая работа отражается на внутреннем мире актера, это творческая ступень. Если вы имеете в виду карьерный рост, то не могу ничего сказать на эту тему, не смею рассуждать.
Может быть, стали поступать предложения не только от российских режиссеров?
У меня и так достаточно предложений. Я и до этого фильма была актрисой. Но в связи с таким успехом «Левиафана» в Европе, действительно, сейчас меня приглашают работать и европейские режиссеры. Предложений много, читаю сценарии. Если до этого все ограничивалось российскими вариантами, то сейчас есть и иностранные.
Вы снимаетесь у Звягинцева не впервые. После «Елены» он как-то изменился как режиссер?
Встреча с таким режиссером — большое счастье для актера. Интересный человек, глубокий. Работа с ним — это не просто съемки, это повод погрузиться в размышления о мире, о себе, о человеке, о вечном.
По интервью Звягинцева можно подумать, что он жесткий человек.
Нет, Андрей совсем не жесткий. Он чуткий, трепетный, очень мягкий, нежный человек. С большим теплом и любовью относится к актерам, к своему труду. Степень его трепетности, поверьте, высока ко всему: к жизни, к миру, к людям. Это отражается на темах, которые он для себя выбирает.
Во время съемок «Елены» Звягинцев не давал вам дочитать сценарий до конца. С «Левиафаном» было так же?
Нет, это совсем другая история. Мы все были погружены в материал, заранее знали сценарий, свои роли, у всех актеров была возможность подготовиться и с головой уйти в омут творчества.
Вы играли работницу рыбной фабрики.
Я играла обычную русскую женщину. Со всеми страданиями, чаяниями и надеждами на лучшее и прекрасное.
Как вам кажется, повлияет ли полученная фильмом премия «Золотой глобус» на решение по «Оскару»?
Я не знаю внутренних правил: влияет ли одна премия на получение другой. Но я убеждена, что картина достойна любых наград. И если она получит «Оскар», это будет большое счастье. Это будет победа хорошего, талантливого кино, снятого прекрасным режиссером. Если выйдет так, то все, кто имеет отношение к этой картине (и те, кто нашел в ней свой отклик, и создатели), — все мы будем счастливы и горды за победу русского кино, за то, что оно нужно кому-то и оказывается современным, созвучным времени. Значит, то, что задумал автор, замечено, оценено. Так что, конечно, хочется, чтобы картина получила и эту награду.
В этом случае будут счастливы даже те, кому фильм не нравится.
Я таких пока не встречала. Мои коллеги и знакомые, кто видел картину, остались под большим впечатлением от фильма, от темы и просто от талантливого кино.