Героини сказок были ролевыми моделями для многих поколений женщин. Чуть ли не с рождения девочкам внушалось: будешь доброй и трудолюбивой, как Золушка или Белоснежка, и обязательно получишь своего принца. В современном обществе на смену сказкам пришло кино, которое за почти столетнюю историю наплодило новые архетипы, прочно утвердившиеся в массовой культуре и ставшие частью нашего коллективного бессознательного.
«Тыква Золушки»
Если Золушке для преображения понадобилось лишь платье подороже, то вот тыкве превратиться в карету намного сложнее. Исправляют эту несправедливость Бриджит Джонс из ее же «Дневников», Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и Надя из «Самой обаятельной и привлекательной». Все они, прямо скажем, не красавицы, да и по возрасту на юных принцесс уже не тянут. Появляется ли в жизни этих героинь крестная-фея (в лице секретарши Верочки или подруги Сусанны) или же нет, но, так или иначе, когда каждая из них решает поменять свою жизнь, ни одна мачеха, ведьма или даже танк Т-34 ее не остановят. В итоге стереотип о «доброте и покорности» преобразовался в «прими себя такой какая есть и позволь себе быть счастливой, а принц найдется сам собой». Насколько правильна такая установка, каждый решает сам, однако для многих современных девушек, изнуряющих себя диетами и фито-чаями, это недостижимый идеал мышления. И даже реклама мыла одного известного бренда пока не научила нас без критики смотреть на свое тело в зеркало.
«Жертва моды»
«Фэшн из май профэшн», — мечтает сказать друзьям и одноклассникам каждая вторая читательница Vogue или Cosmopolitan. И потому успех таких персонажей, как Энди Сакс из «Дьявол носит Prada» и Ребекки Блумвуд из «Шопоголика», легко объясним. Даже всеобщую любимицу Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе» отчасти можно отнести к этой категории. В начале своей истории «жертва моды» готова отдать, продать или заложить практически все, лишь бы стать частью волшебного мира гламура, однако, получив желаемое, разочаровывается. Кэрри Брэдшоу — единственная, кто смог наладить относительный баланс в своей жизни и совместить любовь к дорогой обуви с любовью к дорогим людям. Впрочем, никакие предупреждения не останавливают и не остановят тех, кто стремится к определенному стилю жизни, тем более что у всех вышеперечисленных историй счастливый конец.
«Труп красотки»
Этот любопытный тип персонажа, как правило, играет в фильме ключевую, хотя и эпизодическую роль. Наиболее яркие примеры: Лора Палмер из «Твин Пикса» и Мэрион Крэйн — та самая блондинка из «Психо». Обе умирают в самом начале истории, обе хранят некие тайны, что и делает их «объектом желания». Ведь до сих пор многих мучает все тот же риторический вопрос: кто убил Лору Палмер? Современные девушки тем временем перенимают «метод» — в женщине должна быть какая-то загадка. Потому, регистрируясь в соцсетях или на сайтах знакомств, они придумывают себе псевдонимы, образы, а то и прошлое в полной уверенности, что таинственность привлечет намного больше поклонников, чем откровенность.
«Девочка, с которой ничего не случалось»
Такой подзаголовок когда-то дал Кир Булычев своим историям про Алису Селезневу. На фильме «Гостья из будущего» по мотивам его произведений выросла как минимум пара поколений теперь уже россиян. Поклонников во многом располагала к себе скромность девочки с миелофоном, считавшей себя обычной, однако во всем превосходившей сверстников из прошлого: то по-английски заговорит, то прыгнет через пятиметровый забор. Некоторые героини, чья популярность в последние годы превосходит все разумные пределы, например Белла Свон из «Сумерек» и Китнисс Эвердин из «Голодных игр», в этом плане очень похожи на нашу Алису. Абсолютно уверенные в своей среднестатистичности, они очень удивляются, когда обнаруживают себя в центре закрученного романтического или приключенческого сюжета, а то и во главе революции. Влияние таких историй на неокрепшие умы подростков или домохозяек огромно. Но будем честны: в общем-то, каждый из нас ждет, когда его жизнь сама собой превратится в боевик или мелодраму — тут уж кому что по вкусу.
«Супергерл»
Современные амазонки — главный персонаж нового времени. Есть женщины, и не только в русских селеньях, которые любому коню навешают так, что мало не покажется: женщины-полицейские, женщины — министры обороны, женщины-космонавты… Уже все реже удивляют нас списки нетипичных женских занятий. А список героинь с крутым характером можно продолжать почти до бесконечности: та, которую звали Никита, агент Скалли из «Секретных материалов», Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят» и прочие. Появление таких героинь — прямое следствие эмансипации. Они гармонично совмещают в себе идеализированные представления и феминисток, и мужчин, которых сильные женщины обычно пугали. Эти супербарышни могут сами принимать решения, а при случае дать в глаз зазнавшемуся принцу, но под их сверкающими доспехами скрываются все те же хрупкие красавицы.