Москва, 30-е годы. Ранним утром от Кремля к Большому Москворецкому мосту движутся три фигуры — женщина и двое мужчин. «Ну ты и храбрый портняжка! — говорит даме импозантный господин в серой тройке. — При всех попросить Сталина освободить арестованного мужа!» Эта сцена из фильма с рабочим названием «Орлова и Александров» иллюстрирует известную легенду: всенародная любимица попросила вождя выпустить из тюрьмы ее первого мужа — замнаркома земледелия Андрея Берзина. Сопровождали ее на том приеме режиссеры Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн, тот самый джентльмен в сером костюме.
«Стоп, снято!» — командует режиссер, и на Олесю Судзиловскую набрасывают теплый пуховик. По сюжету на улице стоит теплое лето, но в действительности в Москве уже начались заморозки, которых актриса очень боится — ведь из-за них можно потерять голос! «В некоторых сценах, где Орлова поет, Олесю дублируют профессиональные исполнительницы, но в самых важных эпизодах она будет исполнять некоторые партии сама, — рассказывает режиссер Виталий Москаленко. — Орлова была профессиональной певицей, поэтому задача перед Судзиловской стоит сверхсложная! Найти актрису для этой роли оказалось непросто. Ведь кроме драматического таланта, способности петь, танцевать, быть блистательной характерной актрисой, современная артистка должна быть банально похожа на великую звезду. А лицо у Любови Петровны уникальное».
В поисках главной героини участвовали не только кастинг-директоры, но и продюсеры сериала — Анатолий Чижиков и Сергей Куликов. «На роль Александрова Анатолия Белого я утвердил сразу, — продолжает Москаленко, — и не только потому, что он удивительно похож на Григория Васильевича. Анатолий Александрович прекрасный драматический актер. А история жизни Александрова и Орловой полна трагических перипетий. Они пытались смешить во времена, когда вождь зачищал страну от "врагов", например, во время съемок "Волги-Волги" без объяснений был схвачен и расстрелян оператор Владимир Нильсен, друг и соратник Григория Васильевича, также был арестован Николай Эрдман, автор сценариев двух комедий Александрова».
Но главный сюрприз новой картины в том, что режиссер решил рискнуть и показать... влюбленного Сталина. Ни для кого не секрет, что Любовь Петровна пользовалась особым расположением генералиссимуса. «Мы со сценаристами Татьяной и Владимиром Сотниковыми допускаем, что Иосиф Виссарионович был влюблен в нее, — говорит режиссер. — После смерти Надежды Аллилуевой он остался один и обожал актрису, как никого другого. Орлова многое позволяла себе, часто прилюдно кокетничала с вождем. Со Сталиным снимается несколько эпизодов, однажды он останется с Орловой наедине, а Александров несколько часов будет ждать ее на морозе...»
На роль вождя пробовалось огромное количество актеров, но в результате Виталий Москаленко остановился на Евгении Князеве, ректоре Театрального института имени Бориса Щукина. Также в картине появится немало и других исторических персонажей, например Фаина Раневская в исполнении Юлии Рутберг, Леонид Утесов, которого играет Николай Добрынин, а также Максим Горький — в этой роли выступает Андрей Смоляков.
Над созданием образа великой актрисы колдует целая команда: накладывают макияж и делают прическу, подбирают нужный шиньон — у героини Судзиловской десяток париков. А всего в картине их 40! Этим занимается первоклассный гример Эльмира Зотова. Костюмы 30–40-х годов прошлого века художник Регина Хомская нашла на чешской студии «Баррандов», машины для съемок предоставил Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу. А вот Москву той эпохи восстанавливает художник-постановщик картины Светлана Соснина. «Мы будем снимать эпизоды из четырех картин Александрова, — говорит режиссер Москаленко, — для этого в павильонах строятся декорации "Веселых ребят", "Волги-Волги", "Светлого пути" и "Весны"».
«Работа очень сложная, — рассказывает оператор-постановщик Илья Демин. — Москва — город, забитый транспортом, на всех домах висят кондиционеры, вместо деревянных рам — пластиковые... А у нас 20–30-е годы, когда асфальта и машин почти не было, да что там — многие здания еще попросту не были построены! Мы не можем снимать на фоне высотки на Котельнической набережной — ее тогда не существовало, нельзя работать и у храма Христа Спасителя — его уже снесли». Больше других оператора мучил вопрос о том, как передать атмосферу кино той эпохи. «Александров снимал черно-белые фильмы, но ведь на съемках он видел их в цвете, поэтому мы придумали хитрый прием, — говорит Демин. — Например, зрители сидят в зале на просмотре "Весны". Но мы не показываем экран, а современным цифровым проектором проецируем на смотрящих отражение фильма. И на лицах Сталина и тогдашнего наркома кино Бориса Шумяцкого будут улыбаться и петь Утесов, Орлова...»
...40-е годы. Прага, Карлов мост. Любовь Орлова уходит вдаль. «Она не умирает, она только прощается, — объясняет Виталий Москаленко. — В нашей картине Орлова не постареет, ее красота и талант не поблекнут. Она останется мечтой, легендой. Ведь таких уникальных явлений, как Любовь Орлова, в мировом кинематографе единицы...»