Созданный им мир чудищ — странных, страшных и одновременно трогательных — продолжает полниться новыми персонажами. Но и популярность тех, кто вышел из сумасшедшего воображения Тима Бертона еще в 80-х, нисколько не угасает. Удивительное дело — вот уже более полувека режиссер пытается запугать зрителя то мальчиком с руками-ножницами, то кровожадными вампирами и призраками... А аудитория не то что не боится, но превращает этих героев-мутантов в настоящих звезд — новых персонажей современных сказок на ночь.
«Там, в стране, где живут привиденья, я забуду про слово "боюсь". И воскликну без тени сомненья: Битлджус, Битлджус, Битлджус!» — так мрачная девочка Лидия вызывала в мультсериале, основанном на одном из первых фильмов Бертона, эксцентричного призрака, обожающего жуков и пакости. В Битлджусе, хитром и смешном монстрике, на самом деле можно отыскать черты всех будущих и теперь более знаменитых персонажей режиссера: прическу потом позаимствует Суини Тодд, яркие эксцентричные костюмчики — Вилли Вонка и Шляпник, не говоря уже о хитрости, проказах и сквернословии, присущих почти всем остальным. Но есть и одна заметная отличительная деталь — в далеком 1988 году в нелепый наряд влез вовсе не Джонни Депп, а тогда мало кому известный Майкл Китон. И так режиссеру понравился результат, что он взял актера в свои две следующие картины — правда, уже не злодействовать, а спасать мир в легендарном бронебойном черном костюме с ушками.
Пингвин и Джокер
Собственно, совершенно невозможно обойти вниманием вышеупомянутого «Бэтмена». Во-первых, именно этот бертоновский фильм открыл глаза Голливуду на то, насколько успешными могут быть экранизации комиксов о супергероях. Во-вторых, он же стал эталоном, неким сводом правил для постановки будущих картин такого рода. И прежде всего дело касается идеально созданного, канонического образа злодея.
В первой части с такой ролью превосходно справился Джек Николсон, которого выбрали среди множества конкурентов в лице, например, Уиллема Дефо и Дэвида Боуи. Именно он сделал Джокера не просто жутким, но и обаятельным — качества, которые так старательно копировал потом Хит Леджер для своего героя в «Темном рыцаре».
В продолжении «Бэтмен возвращается» врагом человека-мыши стал уже совсем не привлекательный, а мерзкий и уродливый человек-пингвин. Несмотря на такие эпитеты, этот драматический образ стал главным в кинокарьере комика Дэнни ДеВито, которого старания гримеров сделали едва узнаваемым.
Сорвав неплохой куш на постановках комиксов, Бертон обратился к собственным давно вынашиваемым идеям. Из его детского рисунка на большие экраны вышел Эдвард — странное существо, несчастная фантазия сумасшедшего ученого, не успевшего приделать своему созданию человеческие руки, вместо которых у того теперь длинные острые лезвия. Столь странная роль пришлась по душе Тому Крузу и Роберту Дауни-младшему. Однако выбор пал на молодое дарование Джонни Деппа и навсегда определил его карьеру, с этого момента идущую бок о бок с Тимом Бертоном.
Зритель, проливающий слезы над безмолвным уродцем, и не догадывался, что по-настоящему страдал в картине не герой, а его исполнитель — бедному Деппу пришлось похудеть на 10 кг, влезть в тесный кожаный костюм, провоцировавший регулярные обмороки, и к тому же весь фильм играть одной только мимикой: самая длинная фраза, произнесенная его героем, состоит всего из 16 слов.
Всадник без головы
За свои страдания Депп, впрочем, был через несколько лет вознагражден — в 1999 году он получил главную роль в очередном ужастике Тима Бертона «Сонная лощина», где ему не предстояло носить сложный грим, а оставалось только изображать слегка помешанного ученого-детектива Икабода Крейна. А вот с ролью главного монстра нужно было справиться самому Кристоферу Уокену. Работа оказалась непыльная — всего несколько минут проскакать без головы на лошади, а затем, обретя ее, попугать зрителя страшными сточенными зубами. Делов-то!
Джек Скеллингтон
Не секрет, что Тим Бертон питает слабость не только к игровому кино, но и к кукольной анимации, которая по мрачности мало уступает его знаменитым фильмам. И самым известным из всех персонажей, придуманных им для ленты «Кошмар перед Рождеством», стал Джек — Повелитель тыкв. Возник он, что интересно, из недовольства Бертона ежегодной предрождественской суетой и распродажами. Так что забавное скелетообразное существо, разодетое во фрак, было призвано подпортить людям любимый зимний праздник. Правда, не со зла — просто Джек любит балагурить, всегда быть на виду и мечтает стать звездой. Последнее ему, к слову, вполне удалось — фигурки знаменитого жителя городка Хеллоуин до сих пор расходятся как горячие пирожки, не говоря уже о посуде, футболках, сумках и других аксессуарах с его изображением.
Вилли Вонка
В 2005 году Тим Бертон взялся за экранизацию повести детского писателя Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», и теперь даже кажется странным, что эти двое не сошлись раньше, ведь Даль известен своими жуткими сказками для детей не меньше, чем Бертон. Неудивительно, что экранный вариант книги получился ошеломительным — и во многом, конечно, благодаря Джонни Деппу, взявшемуся за роль странноватого владельца шоколадной фабрики Вилли Вонки. По признанию актера, при создании образа он ориентировался на Фредди Меркьюри в клипе I'm Going Slightly Mad («Понемногу я схожу с ума»), но мы-то знаем, что сумасшествия Деппу не занимать еще со времен Джека Воробья. А про умение носить сложный грим и говорить нечего — в «Шоколадной фабрике» Вонка-Депп просто неотразим!
Кровавый сюжет, основанный на легендах викторианских времен, Тим Бертон превратил в настоящий музыкальный фарс. Для переноса на экран мюзикла о цирюльнике-маньяке, снабжающем соседнюю пирожковую необычной начинкой, режиссер заставил Джонни Деппа и собственную жену Хелену Бонем Картер не только примерить страшный грим и научиться мастерски разделывать человеческую плоть, но при этом еще и петь. Кстати, сперва на роль демона-парикмахера рассматривался Рассел Кроу, но в итоге утвердили Деппа — актера, панически боящегося вида крови. Говорят, из-за этого Бертону пришлось использовать бутафорскую жижу оранжевого цвета, которую при монтаже перекрасили в кроваво-красный.
Безумный Шляпник
Странно было бы предположить, что главный сказочник современного кинематографа рано или поздно не доберется до Льюиса Кэрролла: персонажи писателя идеально ложатся на макабрическое видение Бертона. И вот, в 2010 году режиссер представил даже не экранизацию, а продолжение приключений уже повзрослевшей Алисы, сохранив, тем не менее, классическое название — «Алиса в Стране чудес». К тому моменту Джонни Депп, перепробовавший, кажется, уже самые невероятные образы, был готов исполнить роль любого персонажа — и даже Алисы, как шутил сам актер. И все же больше всего ему приглянулся Безумный Шляпник. Его образ Депп и Бертон рисовали вместе, сойдясь в итоге на безумных зеленых глазах, вращающихся на 360°, и кислотно-рыжих волосах и бровях. Режиссер, кроме того, осмелился внести некоторые коррективы в оригинальное положение дел — его Шляпника и 19-летнюю Алису связало уже совсем не сквернословие, а легкая влюбленность.
Барнабас Коллинз
Понимая востребованность вампирской тематики в Голливуде (привет «Сумеркам»), Бертон решается ее эксплуатировать. Взяв за основу культовый в США сериал 60-х о семействе кровососущих и поставив конкурировать с Паттинсоном Джонни Деппа (ну а кого же еще), он выпускает «Мрачные тени». История чудаковатого упыря с разбитым сердцем Барнабаса Коллинза, отличающегося повадками и Джека Воробья, и Шляпника, пришлась по вкусу далеко не всем. Положение, однако, спасла роковая и остервенелая Ева Грин, пустившая в ход все свое обаяние, сексуальность и еще кое-какие методы, чтобы завоевать расположение стеснительного Коллинза-Деппа.
Не слишком удачные «Мрачные тени», тем не менее, были вскоре забыты, поскольку практически следом за ними в прокат вышел трогательнейший в лучших бертоновских традициях «Франкенвини». Вынашивал его режиссер около 30 лет, а конкретнее, с 1984 года, когда выпустил одноименную короткометражку для Disney. Тогда студия признала работу негодной для детской аудитории и уволила ее автора и лишь в 2007 позвала его обратно — снимать полнометражный ремейк. Главный герой мультфильма, щенок бультерьера Спарки, гибнет под колесами автомобиля, и его хозяин, мальчик со звучным именем Виктор Франкенштейн, воскрешает питомца. Забавный наэлектризованный пес оживает, однако начинает пугать окружающих своим жутковатым видом. Маленькому нелепому существу придется нелегко среди злобной толпы — совсем как когда-то Эдварду с руками-ножницами или скелету Джеку, желающими всем только добра…