75 лет Андрею Мягкову: легендарные и малоизвестные роли актера

8 июля знаменитый актер, народный артист России Андрей Мягков отмечает юбилей. Вспоминаем кинообразы, созданные великим артистом и навсегда его прославившие
«Служебный роман»
«Служебный роман»
«Похождения зубного врача»
«Гараж»
«На Дерибасовской хорошая погода»
14
«Похождения зубного врача»
«Похождения зубного врача»
 

Дебют на большом экране будущего товарища Новосельцева — Андрея Мягкова состоялся в далеком 1965 году. Тогда режиссер Элем Климов, за год до этого отметившийся сатирической комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», решил продолжить деятельность по беспощадному высмеиванию советской действительности и пригласил Мягкова на главную роль в картину «Похождения зубного врача». История о молодом дантисте, обнаружившем в себе уникальную способность удалять пациентам зубы без боли, не слишком понравилась советской власти, за что и была отправлена на полку на неопределенный срок. Лента тем не менее достойна самого пристального просмотра, но не только смеха ради — компанию 27-летнему Мягкову тут составили молодые Вера Васильева, Алиса Фрейндлих и Игорь Кваша.

«Братья Карамазовы»
«Братья Карамазовы»Источник: Legion-Media.ru
 

Всерьез Андрей Мягков заявил о себе в 1968 году, попав в масштабную советскую телеэкранизацию знаменитого романа Федора Достоевского. В «Братьях Карамазовых», которые стали последней режиссерского работой легендарного Ивана Пырьева («Свинарка и пастух», «Идиот»), Мягков сыграл младшего и, в общем-то, главного из братьев — Алешу Карамазова. Вместе с Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым актеры добились не только широкого зрительского интереса, но и признания критиков — картина получила Специальный приз ММКФ 1969 года и, кроме того, попала в номинацию «Оскара»-1970 как лучший иностранный фильм.

«Старый дом»
«Старый дом»
 

В фильмографии Андрея Мягкова есть не только персонажи из великих литературных произведений, успел он воплотить образы и реальных легендарных личностей. Так, в 1969 году он снялся в роли писателя и философа Александра Герцена в биографической драме «Старый дом», рассказывающей о молодости будущего революционера, его первой любви и становлении мировоззрения. А несколькими годами позднее Мягков впервые появился на экране в образе советского вождя В.И. Ленина — в картине «Надежда» о жизни Н.К. Крупской, роль которой исполнила Наталья Белохвостикова.

«Ирония судьбы»
«Ирония судьбы»
 

Но всенародная слава (а вместе с ней и Госпремия, награды и звания), как известно, пришла к актеру лишь после съемок у Эльдара Рязанова в 1975 году в «Иронии судьбы». Хирург-москвич Женя Лукашин, по пьяни под Новый год перепутавший родной город с Ленинградом и благодаря этому встретивший настоящую любовь, стал и вечным народным достоянием (без него до сих пор Новый год — не Новый год), и предметом спора всех женщин страны, разрывающихся между романтичным Лукашиным и прагматичным Ипполитом.

«Дни Турбиных»
«Дни Турбиных»
 

Еще одна литературная экранизация в фильмографии Андрея Мягкова — на этот раз по произведению Булгакова. В трехсерийных «Днях Турбиных» Владимира Басова он исполнил роль благородного белого офицера, главы семьи Алексея Турбина. Картина представляет ценность не только с художественной стороны, но и является ярким примером непревзойденной игры лучших актеров того времени: помимо Мягкова в ленте снялись Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Олег Басилашвили, Валентина Титова, Сергей Иванов и сам маэстро Басов.

«Служебный роман»
«Служебный роман»
 

В 1977 году Мягков во второй раз испытал удачу на съемках у Рязанова — и не прогадал. Доподлинно неизвестно, к кому зритель прикипел больше — к нерешительному Лукашину или все же к неуклюжему, но такому порядочному и честному отцу-одиночке Новосельцеву.

«Гараж»
«Гараж»Источник: Legion-Media.ru
 

Практически прямиком с предыдущей рязановской съемочной площадки Мягков перекочевал на следующую — там, заперев в одном душном помещении самых знаменитых актеров советского кино, режиссер сотворил лучшую, по мнению многих, и, наверное, самую жесткую сатиру на советскую действительность. Главная партия в ней была отдана непревзойденному Валентину Гафту, но и Мягкову роль досталась примечательная — ущемленный в правах лаборант Хвостов на заседании гаражного кооператива говорить не может, так как простудился, а потому отчаянно качает права характерными телодвижениями: размахивает руками, корчит недовольные рожи, не забывает демонстративно полежать на столе и под лавкой и вовсю эксплуатирует продукцию бумажной промышленности.

«Послесловие»
«Послесловие»Источник: Legion-Media.ru
 

В 1983 году Мягков, уже заслуженный (но еще официально не народный) и любимый зрителями всей страны, отошел от комедийного жанра и снялся в драме Марлена Хуциева («Весна на Заречной улице») «Послесловие». В дуэте с легендарным Ростиславом Пляттом они рассказали грустную, щемящую историю человеческих отношений, исполнив роли зятя и тестя, совершенно чужих друг другу, но вынужденных сблизиться в сложных обстоятельствах.

«Жестокий романс»
«Жестокий романс»Источник: Legion-Media.ru
 

В знаменитой рязановской экранизации «Бесприданницы» Мягков утвердился в качестве серьезного драматического актера — Карандышев в его исполнении настолько отличался от всех его предыдущих персонажей, что по-настоящему поразил публику. Образ, созданный актером, сперва жалкий и надменный, затем отчаявшийся и обезумевший, стал ориентиром для многих будущих постановщиков пьесы Островского. Не говоря уже о легендарном «Так не доставайся же ты никому!», составившем конкуренцию самому «Мохнатому шмелю».

«На Дерибасовской хорошая погода»
«На Дерибасовской хорошая погода»
 

Повезло Мягкову сняться и у гения советской комедии Леонида Гайдая, для которого «Дерибасовская» стала последним фильмом. О роли главаря русской мафии каждый артист может только мечтать — за 90 минут экранного времени Мягков успел перевоплотиться в такое количество персонажей, включая всех советских вождей, Гитлера, Наполеона Бонапарта и Отелло, что узнать актера в гриме многие решительно отказываются.