Скритуцкий: «В этом году представим невероятный проект»

Один из самых популярных украинских скульпторов Константин Скритуцкий в интервью Афише@Mail.Ru поведал о новых творениях, киевской мистике, домах-кастрюлях, настроениях меценатов, «изнуренных» европейцах, образе Киева и заинтриговал творческими планами
14

Источник: Кино Mail

— Константин, расскажите, пожалуйста, о вашем последнем проекте на Пейзажке.

— «Дело было вечером, делать было нечего…». Буквально так. В январе, когда творческие активности нашей команды обычно спадают, по Пейзажке опять поползли нехорошие слухи о грядущем строительстве. Мы решили продолжить спасать Пейзажную аллею от застройщиков. Одному из живописных уголков аллеи угрожала реальная опасность застройки. Был землеотвод, появилась некая строительная фирма с «изысканиями». Мы, воспользовавшись тем, что один из поклонников Пейзажки, градоначальник Киева Попов часто там прогуливается, буквально «подкараулили» его и рассказали об очередной угрозе аллее. Он пообещал, что никакого строительства не допустит и посоветовал защищаться проверенным методом «искусство против стройки». Мы начали фантазировать над украшением этого уголка. Родилась идея дидактической детской площадки. В доступной для малышей форме, аллегорично, мы попытались объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Идея очень понравилась тогдашнему руководителю Нацбанка Украины господину Арбузову, а он, по счастливому стечению обстоятельств, как раз раздумывал над просвещением подрастающего поколения на тему финансовой грамотности. Так же нам очень помог классик современной украинской литературы Александр Ирванец. Его перу принадлежит блестящий поэтический путеводитель по нашему новому детскому арт-парку. Вот так удачно «стали звезды». Площадка создавалась три месяца, некоторые элементы в мастерской, некоторые прямо на месте. Жители ближайших домов нам очень помогали  кто чем мог. Получилось, что строили парк «всем миром». И теперь детский арт-парк, который так и называется, «Пейзажка. Два мира» прекрасно вписался в аллею. Иногда я немного даже ревную, так как, естественно, туристы больше фотографируются на новом объекте, а не возле моего же кота-сороконожки.

— Сегодня поддержать проект Скритуцкого — означает быть любителем искусства, Киева или работать на свой имидж?

— Сегодня поддержать художника — важная, я бы сказал, черта характера успешного человека. Поддерживать ведь можно не обязательно Скритуцкого. В Киеве достаточно талантов. Просто мой плюс в том, что у нас уже сформировалась целая арт-группа. Мы делаем профессионально любые заказы. В этом один из секретов моей популярности у «тех, кто принимает решения». Ведь меценаты имеют свои мотивы. И это нормально. Если некая фирма хочет украсить город к своему юбилею или к какому-то празднику, то есть и конкретная дата открытия. А многие мои коллеги, при всех своих прекрасных качествах, люди ужасно непунктуальные. Так, к сожалению, формируется представление у сильных мира сего: «Что с него возьмёшь, творческий человек…». И это ужасно. Такой меценат, один раз обжегшись, на пушечный выстрел не подойдет к художнику. Пусть даже и будет иметь желание сделать что-то «для истории». Мне в этом смысле повезло больше других. Судьба свела с моим арт-директором Федором Баландиным. Наш творческий «тандем» получился очень продуктивным. Подстегивая и подгоняя друг друга, мы успеваем дать жизнь очень многим идеям и проектам.

— Вас можно назвать если не самым популярным, то уж точно самым узнаваемым современным украинским скульптором. С вами здороваются на улице незнакомые люди?

— Спасибо за «самого популярного»! Но, к счастью, «в лицо» мои работы люди знают больше, чем, собственно, меня. А так как я человек по натуре не публичный, то это прекрасный статус-кво. Публичность же некоторых своих коллег я воспринимаю с юмором и пониманием. У них все наоборот. Сначала «продают лицо», а уж после — произведение. А узнаваемость на улице…, знаете, такое ощущение, что в Киеве нет незнакомых людей. Как говорится, в нашей «маленькой деревне» все знают друг друга. Вот эта черта — делать «лицо кирпичом» при встрече — меня умиляет. Выборочное приветствие, в зависимости от статуса человека, уникальное свойство киевлян.

— Что чувствуешь, проходя ежедневно мимо своих созданий, рядом с которыми фотографируются туристы?

— Конечно же, безумно приятно! Только вот, появляется небольшой страх — лишь бы меня сейчас не узнали и не «разобрали на сувениры», что случается со мной довольно часто.

— Вы суеверный человек? Не сталкивались с мистикой, работая возле таких знаковых мест, как Старокиевская гора, например?

 Мистикой пропитан весь Киев. Но я бы сказал, это мистика со знаком плюс. А сам я человек не суеверный, скорее, просто верующий и доверчивый.

— Вам хочется исправить что-то в своих старых работах? Чувствуете свою эволюцию как художника?

— Не исправить, а что-то добавить или усилить иногда хочется. Открою вам секрет. Мы делаем это постоянно. Так как один из принципов нашей арт-группы — не оставлять без присмотра наши произведения. Когда бывают технические паузы в работе, мы обязательно объезжаем все скульптуры. Чистим, реставрируем. Что-то меняем. Внимательные «фаны» моих работ это, бывает, даже замечают. Недавно полностью реставрировали «Ежика». Пришлось его даже демонтировать на время, забрать в мастерскую и оставить баннер-записку «Ушел считать звезды…». «Любвеобильные» туристы, к сожалению, бывают вандалами. Сейчас будем реставрировать «Рояль в кустах». Его испортили «балонщики». Именно «балонщики», по-другому их не назовешь. Потому, что графитчики — талантливые ребята, их я воспринимаю как коллег. А «гопник» с баллоном… Пустая голова — полный баллон.

— Многие, особенно иностранцы, отмечают, что украинцы сегодня утомлены, изнурены жизнью. Это проявляется и в выборе впечатлений. В кинотеатрах смотрят комедии, в театрах — мелодрамы… В одном из интервью вы говорили, что Киеву не хватает романтичных и поднимающих настроение скульптур. Каким вам кажется сегодняшнее настроение украинцев?

— Сегодняшние украинцы стали реалистами. Перестали, и это мне нравится, верить политикам. Стали больше рассчитывать на собственные силы, а не на «дядю с мешком счастья для всех». Стало, как мне кажется, меньше паразитических настроений. Люди стали больше дорожить вечными ценностями — семьей, любимой работой, своим здоровьем. Очень жаль, конечно же, что много хорошей молодежи уезжает из страны. Мне кажется, напрасно. Европа сейчас в сложном периоде своей истории и, скорей, западноевропейцы сейчас производят впечатление, как вы говорите, «изнуренных и утомленных».

— Мозаика на стене дома на Гончара создавалась на основе портретов реальных детей, ваших знакомых. Они, конечно, успели подрасти. Как думаете, что они чувствуют, видя «себя» на стене?

Скорей, что чувствуют их родители? Гордость за детей и немного грусти за себя, годы ведь идут.

— Если бы вам предложили разработать градостроительную концепцию Киева, вы бы согласились? Каким бы был ваш Киев?

— Я уже давно согласился. Мой Киев я создаю уже не первый год. Думаю, что мои работы сделали Киев лучше, популярнее. А градостроительная концепция очень простая. Никакого строительства «внутри» существующего города. Тут уже всего достаточно. Хотите самовыражаться с этими убогими домами-кастрюлями, домами-ульями, торгово-развлекательными и еще непонятно какими центрами — пожалуйста, вот вам чистое поле, вперед! Но перестаньте впихивать эти глыбы «на головы» киевлян! Я горжусь жителями нашего города, которые «голыми руками» остановили уже не один «градостроительный вандализм». Бывает, конечно, что некое строение внутри Киева морально и физически устарело. Как «хрущевки», например. Кстати, некоторые из них переживут многие нынешние «шедевры». Вот тогда, после широкого обсуждения, можно решать, а что будет на этом месте? А может, там лучше сквер разбить?

— Поделитесь ближайшими творческими планами? Чем вы еще порадуете киевлян?

— Планов уйма. Из публичных проектов — в марте мы выиграли конкурс на лучшую идею памятника шведским болельщикам в честь Евро-2012 и такой прекрасной атмосферы, царившей в те сказочные дни. Уникальность этого выигрыша в том, что мы сначала придумали, что такой памятник нужен. Идею начали озвучивать журналистам и она «зажила» своей жизнью. КМДА объявила конкурс на лучшую скульптуру. И мы, в упорной борьбе, с перевесом в два голоса членов представительного жюри, победили. А участвовало 20 скульпторов. Приятная победа. Теперь готовимся к монтажу, моделированию скульптуры. Это будет уникальный объект! Готовим уже традиционный сюрприз для Крыма. В рамках фестиваля «Джаз Коктебель», благодаря нашему творческому содружеству с его основательницей и бессменным президентом, госпожой Млинарич, в Коктебеле появилась одна наша скульптура. «Облачко счастья» возле дома-музея Волошина уже стало «визиткой» городка. А в этом году представим невероятный проект, дай Бог, все получится! Самим очень нравится идея. Скульптура будет интерактивной, динамической. Про многие частные заказы очень хочется рассказать! Но, к сожалению, «новые украинцы» не склонны к демонстрации своих приватных владений и произведений. А есть замечательные работы! Но корректность в работе с заказчиком для нас очень важна, так что извините.