Актеры одной роли: настоящее бывших советских звезд

Актеры, сыгравшие несколько звездных ролей, а потом исчезнувшие с экранов, — многие из них резко изменили судьбу, сменив актерскую карьеру, а кто-то вернулся в профессию, но уже в совершенно другом качестве

Людмила Дмитриева: Оставила кинокарьеру ради материнства

Дмитриева свою звездную роль сыграла в фильме «Ищите женщину», где она предстала в образе мадмуазель Сюзанны Бриссар, личного секретаря мэтра Роше. Ну очень яркий образ старой девы, которую героиня Софико Чиаурели наградила немилосердными эпитетами вроде «церковной крысы, очкарика и сухаря в шляпе». Ради этой роли Дмитриевой даже пришлось кардинально изменить имидж. Сначала актриса сделала себе химию, чтобы быть похожей на француженку. Но оператор картины Михаил Агранович сказал: «Нет, у нас в фильме и так все кудрявые». И тогда Дмитриева поменяла женственную прическу на мальчишескую стрижку. И сделала свою героиню удивительно запоминающейся.

«На премьере фильма мне устроили настоящую овацию. Я жила в предвкушении перспективных ролей. Вышла во второй раз замуж. И совершенно была сбита с толку, когда узнала о второй беременности», — рассказала КП актриса. Дмитриева твердо приняла решение — рожать. В то время ей уже было сорок лет, и это был последний шанс подарить второму мужу ребенка.

«Я очень мечтала о сыне, и когда мне позвонила Алла Сурикова с предложением сняться в ее новой картине «Две стрелы», я отказала. Сурикова взяла в ленту Наталью Гундареву, а я даже не подозревала, что за свое семейное счастье я сильно поплачусь. Благополучно родила сына, но — увы! Меня перестали приглашать сниматься. Вообще. Четыре года я сидела без работы. Почему так произошло, не понимаю до сих пор. За этот период только один известный режиссер позвал меня на пробы. И в ультимативной форме попросил меня сделать то-то и то-то. А я человек своенравный — свои образы и характеры привыкла создавать сама и не люблю, когда режиссер не доверяет мне, навязывает свои советы. И еще я попала в то время, когда только зарождалось продюсерское дело. Уже продюсеры выбирали актрис. А у них свой кастинг — найти актрис помоложе и «пораскрученнее». Вот помню, на пробах меня практически утвердили на роль — я подходила по всем параметрам, но в последний момент остановились на кандидатуре Ларисы Удовиченко, она уже была известной актрисой».

Дмитриева уже было распрощалась с актерской профессией, но тут неожиданно ей оказал поддержку Александр Калягин: он пригласил ее в свой только что организованный театр «Et Cetera». И вот уже 17 лет Дмитриева занята во всех его главных постановках. «А с кино у меня так и не сложилось. Сейчас вот снимаюсь в сериале «Воронины» после стольких лет отсутствия на экране. Но мою роль в «Ищите женщину» помнят до сих пор».

Александр Михайлов: Певчий в церковном хоре

Александр был ведущим актером Центрального детского театра (ныне РАМТ), играл Ромео у Анатолия Эфроса, а сыграв у Марка Захарова в телефильме «Формула любви», стал всенародным любимцем. В общем, перед молодым актером открывались заманчивые творческие перспективы. И вот в разгар карьеры Михайлов вместе с женой уходит из театра, перестает сниматься. И приобщается к православной вере. Михайлов очень долго не соглашался говорить о том, как он пришел к Богу.

«Мне не нравится, как сейчас работают режиссеры и актеры. Один из них мне как-то признался — вот, строгаю очередной фильм, чтобы забор поставить. А искусство уходит на второй план», — рассказывает Михайлов.

В 90-е мы с женой Еленой работали в Центральном детском театре, и заметили, как тяготят нас предложенные роли. Я стал отказываться от персонажей убийц и самоубийц, чем, конечно, вызывал раздражение администрации. В саму театральную среду того времени хлынул разгул, у искусства появилась развращающая функция. Да, внешне все выглядит благополучно – я получаю новые роли и в театре, и в кино, но в душе поселилось смятение: я живу двойной жизнью, зависим от режиссера, сценариста…

Михайловы обратились за советами к священникам, которые по –разному воспринимали наше решение уйти из театра, но говорили одно: «На свой вопрос ответьте сами». И вот тогда, еще работая в театре, супруги начали брать уроки вокала и сольфеджио. И стали петь в храме.

Сейчас уже двадцать лет Александр и Елена служат певчими в церковном хоре при храме Живоначальной Троицы на Грязех. А еще пройденный жизненный путь подготовил Михайловых к осмыслению такого трудного материала, как проза Солженицына. В театре им. Вахатангова они уже третий сезон играют «Матренин двор». И этот спектакль уже породил следующую духовную вахтанговскую постановку — «Тихая моя родина». В ней и звучат песни в исполнении Александра и Елены.

Инга Ильм: Ученый-искусствовед

Кто не помнит девочку Машу Старцеву с дымчатыми пронзительными глазами из «Приключений Петрова и Васечкина»? После детских съемок Инга вновь вошла в кинематограф — уже взрослый. Закончила Школу-студию МХАТ, снялась в фильмах «Ты есть», «Лестница света», «Луна-парк». А еще были работы в театре им. Пушкина, куда Ильм была зачислена сразу после окончания института. «И вот, сыграв очередную премьеру, решила, что очень красиво будет в этот момент уйти», — говорит Ильм. «Дело в том, что и театр, и кино — это, по большому счету, монастырь, где ты находишься 24 часа в сутки и которому подчинен весь твой режим. Этот такое исключительное служение: в 11 часов репетиции, вечером спектакль. И когда я вышла из этого монастыря, я была удивлена: люди могут куда-то выходить, планировать свободное время. Я так этому изумилась, что после ухода из театра три года путешествовала, потому что мир мне был совершенно незнаком! После этого я поняла, что у меня очень много сил, и я их направила на телевизионную профессию. Была телеведущей, вела собственную телепрограмму о театре. И эти, так скажем, параллельные истории дали мне многое: я научилась писать, монтировать сюжеты, думать, в конце концов. А через пару лет я поступила университет и занялась историей искусств. И сейчас моя жизнь посвящена искусству, но другого рода. Участвую в научных конференциях — меня волнует российская история XVIII века, это самый красивый период, особенно в области архитектуры. Поскольку как актриса я попробовала себя в 12 лет, я выросла из актерской профессии. Кто-то, вырастая из нее, подается в режиссеры, но и эти рамки мне оказались тесны. И как бы сейчас ни утверждали даже большие мастера, амплуа в театральном мире существует: художественный руководитель, набирая девушек на свой курс, всегда знает — вот эта характерная, вот это инженю, а третья — травести. Только очень яркие артисты могут перерастать свои первые укрепившиеся образы».

Ирина Чериченко: 13 лет училась быть бизнес-ледиъ

Ирина Чериченко — это та самая пылкая пионерка с косичками-баранками из фильма Юрия Кары «Завтра была война». Благодаря этому образу 22-летняя провинциальная девушка из Кишинева стала знаменита на весь Советский Союз. «После этой роли наступил конец 80-х, когда уровень нашего кинопроизводства резко упал. И карьера, не успев начаться, стала угасать. Но тут вмешался его Величество случай. Я могла ждать у моря погоды, надеяться, что обо мне вспомнят и позовут сниматься, но решила положиться на те жизненные обстоятельства, которые в данный момент возникли. А именно — меня пригласили в бизнес. Из девушки-дегустатора я выросла до директора по продажам крупных иностранных компаний. Вот волею судьбы 13 лет я училась быть бизнес-леди, и как мне кажется, с этой ролью великолепно справилась».

«Сейчас бизнес в прошлом, я вновь вернулась к профессии благодаря Андрею Соколову и его спектаклю «Койка». Я много сыграла ролей в сериальных проектах. Это, конечно, не то, о чем я мечтаю, но верю, что моя звездная роль еще впереди».