В детективно-историческом киносюжете разоблачается милицейская практика общественного контроля на оккупированной территории. «Коренными» жителями с гражданскими убеждениями в западных областях и «освобожденных» республиках являются сотрудники органов на руководящих должностях из числа «бывших» гулаговских начальников с «партизанскими кличками» (советскими именами). Которые занимались оформлением и размещением населения в захваченных областях, где проводились дальнобойные операции по вывозу иностранных детей после бандитских грабительских налетов в ордынские колхозы и организация хозяйственных пунктов на местах. Перемещенных лиц с арабскими документами распределяли в зависимости от их прошлых «заслуг» перед властями. Мелкие полицаи и тюремные надзиратели становились при своих фашистских директорах их водителями и подчиненными с «биографиями» расстрелянных под видом зэков и дезертиров «германских» призывников, мирных «пролетариев» и «чекистских» работников. Ссыльных немцев отправляли в самые бедные и малоразвитые районы с крепостными прописками, откуда выбраться самостоятельно было невозможно. Запросы в карательные службы от «эвакуированых и потерянных» сирот для нахождения спустя годы их родных оборачивались знакомством с уголовными маргинальными элементами и «шпионами», приобщающими молодёжь к вредным привычкам и кабальным отношениям. Выявление «предателей» и нарушителей является для прокурорских карьеристов способом получения высших званий и материальных благ за счёт шантажа жертв колониальной политики и фабрикации криминальных дел с участием воровских агентов, навещавших жён своих «товарищей» из гестаровских застенок и завербованных много лет назад людей, вынужденных подтверждать любые требования «фронтовых друзей» из миграционно-пограничных комендатур. Также высмеивается музейная пропаганда для школьников о захвате добровольческими отрядами военных объектов, героях, сбежавших из охраняемой зоны и допросах пленных солдат.