Однажды утром в самом центре Парижа находят тело девушки, одетой в вечернее платье. Рядом с красавицей не обнаружено ни сумочки, ни документов. Легендарный комиссар Мегрэ должен разобраться, что же случилось с несчастной.
Пожилому комиссару полиции (Жерар Депардье), утратившему вкус ко всем радостям жизни кроме трубки и спиртного, советуют поберечь здоровье и подумать об отставке. Он и сам понимает, что пора. Однако с утра приходит сообщение о найденном в центре Парижа трупе юной девушки в шикарном, но старомодном бальном платье. Несчастная получила несколько ударов ножом. Скорее всего, это опять маньяк или банальное ограбление. Но Мегрэ чувствует, что в этом деле что-то не так, и берется за расследование.
Зачем смотреть
На первый взгляд, это кино такое же изысканное и шикарное — и такое же старомодное, как платье несчастной жертвы парижских страстей. В принципе, этого уже достаточно, чтобы посмотреть фильм — с таким безупречным вкусом и ритмом снимают все реже. Уютное, неторопливое, ностальгическое повествование отлично сочетается с нагнетаемой интригой и увлекательными тонкостями психологического расследования.
Депардье блестяще играет не только опытнейшего пожилого оперативника, умеющего быть жестким без малейшей экзальтации и неторопливо смотрящего прямо в суть человека. Он играет личность, осознающую свой близкий уход и смотрящую на себя с грустной иронией. Он чувствует, что этот мир меняется и уже не принадлежит ему. Коллега не понимает, когда Мегрэ, держа в руках трубку, говорит — «это не трубка». Видя недоумение в глазах молодого человека, поясняет — «бельгийский юмор». Комиссар намекает на картину Рене Магритта «Вероломство образов». Это — своего рода ключ к пониманию скрытого смысла фильма.
Дизайн Парижа 50-х, от роскошных гостиниц богатых аристократов и уютной квартиры комиссара и его жены, до кабинетов полицейского управления и меблированных комнат бедных девушек, прекрасно и подробно снятых, доставит отдельное удовольствие, независимо от содержания и смысла картины. А для киноманов есть особый сюрприз — допрос в декорациях французской киностудии того времени. Картинка настолько выдержанная в правильном, едином стиле, что кажется сепией, но это круче — правильный подбор оттенков освещения, интерьера и натуры.
Почему можно не смотреть
Режиссер Патрис Леконт, классик французского кино и ровесник Депардье, не мог не добавить в ленту фирменной французской безуминки, подпортить картинку, чтобы она хоть немного, но вызывала подспудное беспокойство, неудобство для буржуа. Что ж, ему это удалось — в нескольких сценах ручная камера так неуверенно и хаотично дергается, что в сочетании с клаустрофобическим пространством темных комнат вызывает неприятное, нервирующее чувство. Наверное, это работает на замысел и смысл сцены, но ощущение старого доброго детектива исчезает. И это тоже грустно, а кому-то испортит все впечатление. Вот такое вероломство.