О чем все это
Социальная трагикомедия про подростковую любовь, бунт, протест, побег и смерть. Одноклассники Саша и Даня на затянувшейся заполночь вечеринке решают попробовать заняться сексом, но в помещение внезапно врываются мать Саши и ее отчим. Следует безобразная сцена, и на следующие утро парень с девушкой пускаются в бега. Саша мечтает о революции, а Даня мечтает ей понравиться. Ради этого они готовы к самым решительным действиям против пошлого мира взрослых, которые только и заняты своими скучными проблемами и хотят, чтобы дети учились, работали, хорошо себя вели и занимались прочей тоскливой фигней. Кто ж спорит — воровать еду и вещи, прыгать по крышам машин и копировать подстроенные в интернете протестные акции гораздо веселее. Но когда в руки юным революционерам попадает оружие, приключения приобретают настоящую остроту.
Зачем смотреть
В нашем прокате давно не было актуального авторского кино на острые темы, снятого притом задорно и с юмором. Поначалу оно кажется наглой манипуляцией, романтизирующей молодежный протест, бунт против «системы», взрослых и родителей, замешанной на самых лобовых штампах чернухи про российскую глубинку. Первую половину фильма даже реально чувствуешь себя подростком, которому читают с экрана мораль, и это реально подбешивает. Однако все оказывается не так однозначно. И все выходки и рассуждения героев слишком уж глупы и неоригинальны, и противные взрослые зачастую вовсе не так отвратительны, как можно думать поначалу. А персонаж, который при первом появлении воспринимается очаровательным и прикольным, впоследствии проявляет себя гораздо хуже, чем самые нудные предки. В итоге то, что выглядит чем-то вроде ранней Германики и Юрием Быковым про молодежь, оказывается несколько более глубоким и остроумным высказыванием.
Почему можно не смотреть
Двойное дно фильма проявляется настолько не сразу, что всю романтизацию молодежного бунта и стеб над хтоническими ужасами российской глубинки приходится принимать всерьез. Все это украшено документальными и полудокументальными вставками вроде интервью, которые герои берут у реальных людей на улице, — смотреть это утомительно, а откровенная манипулятивность раздражает. Как и все выходки Саши и Дани с косплеем гринписовских акций, «прикольными» мемами, как у «Петровых в гриппе», игру в монстрацию или сценки в духе Рубена Эстлунда. Все это довершается совершенно нелепым финалом, в котором толпа подростков выходит из лесу и смотрит на зрителя, как солдат на вошь.