Подростковая фантастическая драма об инопланетной цивилизации, погружающей человечество в постапокалипсис с целью захвата Земли
Старшеклассница Кэсси (Хлоя Грейс Морец) жила обычными проблемами среднестатистического подростка: подруги, уроки, мальчишки, вечеринки, папа, мама, младший брат с плюшевым мишкой. Но однажды на Землю прилетели инопланетяне — их чудовищных размеров тарелка зависла прямо над городком, где жила семья девушки, ее друзья и соседи. Никаких признаков жизни страшный летающий замок несколько дней не подавал, и к нему уж стали было привыкать, как вдруг в одночасье инопланетяне устроили людям энергетическую блокаду — перестали работать любые двигатели, гаджеты и механизмы. Но это было только начало.
В качестве второй волны вторжения инопланетяне вызвали серию землетрясений в мировом океане, и все прибрежные жители Земли погибли под волнами цунами. На континентальное население напустили модифицированный птичий грипп, от которого смогли получить иммунитет лишь небольшой процент землян. В этой эпидемии Кэсси потеряла маму. Оставшиеся в живых горожане решили покинуть свои дома и эвакуироваться в лес, ведь, как известно, в городском доме без электричества делать совершенно нечего и лучше уж всем скопом жить в лесу в шалашах. В это время началась четвертая волна нашествия, инопланетяне запустили дроны и снайперов с целью отстреливать одиноких прохожих.
На лагерь, однако, никто не нападал, но однажды туда приехал на джипах, грузовиках и школьных автобусах отряд армии США во главе с полковником Вошем (Лив Шрайбер). Очевидно, доблестным американским военным удалось преодолеть энергетический кризис. Военные погрузили детей на автобусы, но пока Кэсси бегала в шалаш за плюшевым мишкой брата Сэма (Закари Артур), их всех вывезли на авиабазу. Так девушка стала свидетелем подавления беспорядков среди взрослых, в результате чего погиб ее отец. Захватив автомат, она в одиночестве отправилась на поиски брата. На этом пути ей предстоит встретить красивого парня Эвана (Алекс Роу) и вступить в смертельную схватку с инопланетными захватчиками.
В целом «5-я волна» вполне соответствует жанру войны миров, еще со времен Уэллса одному из самых почтенных жанров квазинаучной фантастики. Сюжетные элементы картины напоминают самые разные фильмы — понемногу найдется из «Дня независимости», «Дня, когда Земля остановилась», «Инопланетного вторжения: Битвы за Лос-Анджелес», «Обливиона» и даже советского «Посредника». Если к этому добавить немного фантастики — не научной, а идеологической, вроде «Красного рассвета», — можно составить себе достаточно полное представление о том, на что похожа «Пятая волна». И все же больше всего картина напоминает подростковые ромкомы с удивительно наивными штампами о развитии отношений между молодыми людьми. В сочетании с серьезной подачей и драматическими обстоятельствами все это вызывает столь сильный комический эффект, что невольно подозреваешь о его нарочитости.
Да не комедию ли, в самом деле, снимали авторы ленты? Возможно, они действительно хотели добавить в нее немного юмора, но выглядит это скорее глупо, чем трогательно. Тем более что основной сюжетный ход не выдерживает никакой критики. Почему вдруг сверхцивилизация, способная в мгновение ока отключить всю земную технику, вызвать мегаземлетрясения и пандемии, вдруг вынуждена охотиться за оставшимся немногочисленным человечеством с помощью стрелкового оружия, прибегая к запутанным ухищрениям, понять сложно. И хотя по большому счету зрителей логика такого рода фильмов не слишком интересует, это уже явно перебор нелепости. Единственное, ради чего стоит смотреть этот фильм, — прекрасная Хлоя Грейс Морец, чей талант, видимо, не позволяет ей играть плохо где бы то ни было и которая очень мила. Хочется пожелать актрисе в будущем более качественных проектов.