Классический фильм-катастрофа. Всего лишь за один день невероятное «нашествие» смерчей практически уничтожило городок Сильверстон. Все его жители были отданы на растерзание непредсказуемым и смертельно опасным торнадо, и при этом метеорологи говорят, что худшее еще впереди. Большинство ищут убежища, в то время как немногие смельчаки идут навстречу стихии, испытывая себя: насколько далеко сможет зайти «охотник за торнадо» ради одного единственного снимка. Речь в фильме «Навстречу шторму» идет о торнадо типа EF5, самом большом по Улучшенной Шкале Фудзиты, скорость ветра в его воронке достигает 300 км/ч.
Режиссеру Стивену Куэйлу, видимо, кажутся крайне притягательными разного рода катастрофы. В 2002-м он поставил телевизионный фильм «Суперпожар», в 2011-м уничтожил очередную порцию молодежи в «Пункте назначения 5». В этом году Куэйл продолжает традицию фильмом «Навстречу шторму».
На этот раз в центре внимания кинематографиста — небольшая группа так называемых охотников за торнадо, возглавляемая Питом (Мэтт Уолш). Они разъезжают по штатам на микроавтобусе и странном транспортном средстве, которое якобы способно пережить чуть ли не любое стихийное бедствие. Цель охотников — заснять пару-тройку торнадо с близкого расстояния (за видео Питу обещаны большие деньги). Однако им не везет: современная аппаратура или ошибается, или врет, и вихри обходят героев стороной. По крайней мере до тех пор, пока стихия не обрушивается на небольшой городок Сильверстон, где как раз проходит выпускной.
В результате к охотникам присоединяется замдиректора местной школы (Ричард Армитедж, он же Торин Дубощит из «Хоббита», по сути, единственная полноценная звезда ленты «Навстречу шторму»), двое его сыновей и одноклассница старшего из них. Торнадо плодятся с феноменальной скоростью, все вокруг рушится, люди стараются уцепиться за что-нибудь, что еще не вырвало из земли с корнем и не унесло ветром (но при этом продолжают снимать происходящее на мобильники и оказавшиеся под рукой камеры).
Картина Куэйла, разумеется, по масштабу не дотягивает до фильмов-катастроф Роланда Эммериха, но все же является вполне достойной представительницей жанра. Режиссер, к счастью, не пытается делать псевдодокументальное кино, якобы смонтированное из материалов, записанных на телефоны. Когда Куэйлу это кажется уместным, он использует «любительскую» запись; в большинстве же сцен на вихри дают взглянуть без лишней тряски. А посмотреть тут есть на что: скромно начав с фонарных столбов, многочисленные торнадо со временем добираются до значительно более крупных предметов. В качестве закуски зрителям предлагаются градины размером с бейсбольный мяч и старый химзавод, который в нужный момент эффектно складывается прямо над головами действующих лиц.
Тут, правда, нужно отметить, что эти самые действующие лица уступают компьютерным ураганам по всем параметрам. Персонажи у Куэйла и сценариста Джона Сьютнема получились весьма схематичными. Метеоролог Эллисон (Сара Уэйн Кэллис), сопровождающая охотников за торнадо, скучает по пятилетней дочери, с которой поддерживает связь по Skype; Пит иногда излишне прагматичен, но на самом деле хороший мужик; герой Армитеджа крайне сдержан с собственными детьми, но и у него тоже душа золотая.
Очень хорошо, что зрителям все это сообщают; хуже, что факты так и подвисают в воздухе, а потом их и вовсе уносит ветром. Характеров не вырастает, привязаться к кому-то из бегающих по экрану человечков возможности нет, в конечном итоге никого не жалко. В фильмах-катастрофах персонажи часто являются функциями. У Куэйла же вышло кино, в котором люди вообще кажутся лишними. Честное слово, было бы лучше, если бы в «Навстречу шторму» просто полтора часа показывали бы, как стихия одновременно страшно и красиво разносит американский городок — вообще без каких-либо намеков на драму.