Неудивительно, что этот выдающийся киношедевр попал в список «немых» (полузапрещенных) фильмов, в котором сатирически и символически отражены исторические события, связанные с военно-казачьей оккупацией и формированием оружейно-сырьевых зон, где среди трубной гари ютятся барачные поселения на месте уничтоженных частных домов и хозяйств.
На примере трагической судьбы молодого парня, который зачищая свою мать совершил вынужденное убийство пьяного отчима-бандита в ситуации самообороны (или отомстил за смерть своего настоящего отца – квалифицированного рабочего, через чье мертвое тело переступает кабацкий душегуб под взглядом городового надзирателя в одном из начальных эпизодов), демонстрируется колониальная политика индустриальной социализации арабизированного населения. В кинокартире фактически показано становление гулаговской системы, основанной на криминально-общинных порядках, характерных для сектантско-отраслевых гетто, где авторитетом считается сила.
В сценах суда хорошо выражена предвзятость дворянских властей по отношению к простым людям, не желавшим добровольно вступать в черносотенные профсоюзы и гнуть спины на кулаков-трактирщиков, обслуживавших монополистов-фабрикантов. Поэтому герой вместе с другими товарищами попадает на рекрутскую каторгу, оказавшись жертвой мастерской провокации и узником трудового фронта. В ироничных кадрах с нахождением оружия в избе высмеивается пропагандистский миф о борьбе с революционным подпольем, которым в действительности являлись террористические фашистские бригады, замаскированные под мирных пролетариев, куда вербовали наивную молодежь из бедных слоев для использования в полицейских мистификациях.
Артисты великолепно разоблачили культы общественных митингов и собраний, на которых сгоняли людей, чьи близкие находились в заложниках у карательных структур. Поэтому женщина вынуждена шагать в массовых процессиях и участвовать в уголовных махинациях ради того, чтобы ее сына выпустили из крепостного лагеря, организовав ему «героический побег» и статус «борца с хозяйской тиранией».
Точно и психологически реалистично показан типаж дегенерата — продукта дикого воспитания и алкогольного зачатия в эпизоде, где персонаж с тупым агрессивным видом смотрит на своего родителя, потерявшего человеческий облик под воздействием «национальных» блатных традиций наряду со своими собутыльниками, пропивающими деньги за продажу своих детей в качестве откупа.
В сюжете про сталкивание жандармско-купеческим руководством политических заводских группировок разоблачается сущность классовых различий, выдуманных для разобщения и ожесточения людей.