«Атака на Перл-Харбор» — фильм с художественной точки зрения, безусловно, интересный и полезный. За два с лишним часа зритель может узнать о японской культуре и взаимоотношениях Японии с Китаем, США, Советским союзом и Германией в первой половине 20го века столько, сколько может не проходил за всё время обучения в школе и ВУЗе.
Событиям японо-китайской, русско-японской войны и обстоятельствам участия японцев во Второй Мировой в советской системе образования уделялось и, думаю, поныне уделяется очень мало времени и внимания. Даты, факты, имена действующих лиц проходят как-то вскользь, больше времени уделяется событиям, разворачивавшихся в 40е на территории СССР и Европы. Так что, если есть желание восполнить пробел в образовании о том, что происходило в Японии в 30х-40х годах 20го века, то «Атака на Перл-Харбор» — лучший для этого способ.
В фильме очень гротескно показывают мнения простых жителей и прессы о необходимости развязывания, тактике ведения войны. Судачить за порцией саке о внешней политике — для этого ведь большого ума не нужно! Для кухонных политиканов достаточно одной статьи в газете об удачном маневре японского флота в Тихом океане, чтобы сделать свои выводы и составить план по завоеванию Японией всего мира: от Штатов до Китая. А статью об этом маневре, который на самом деле был одним эпизодом в череде поражений, сложившихся в итоге в тотальный разгром японского флота во Второй Мировой войне, в свою очередь, писали такие же ослепленные жаждой японской экспансии журналисты. Любая ложь, как известно, всплывает наружу рано или поздно. К большому сожалению японский народ узнал правду, когда уже было слишком поздно.
Не менее красочно и смачно в фильме продемонстрированы элементы японской культуры, манеры поведения. Тут вам и поклоны вежливости с разным углом наклона в зависимости от сана и возраста человека, и правила сидения на татами в позе сэйдза, и столовый этикет. Последнему, к слову, было уделено особое внимание.
Чавканье, так ненавистное мной и многими другими людьми, у которых наблюдается «мизофония» (непереносимость звуков чавканья, звуков пережевывания пищи, скрежета мела по доске и других подобных), в Японии является непременным условием приема пищи. По древним японским традициям, чем громче вы чавкаете, тем больше вы проявляете уважение к хозяину стола, показываете, что блюдо вам нравится. Так вот в «Атаке на Перл-Харбор» эпизодов, показывающих смачный прием пищи едва ли не больше чем военных сцен, и это стало для меня настоящим испытанием. С середины фильма я стал просто закрывать уши, лишь бы не слышать, как чавкает прославленный адмирал Ямамото.
Именно он и стал главным героем этого фильма. Главнокомандующий императорского флота, ярый противник каких-либо военных действий против Китая и США, он пытался сделать всё возможное, чтобы оттянуть начало неизбежного, а когда война всё-таки развернулась, Исороку Ямамото проявил себя, как искуссный стратег и талантливый полководец, разработавший план нападения на Перл-Харбор, и любитель попеть японские народные песни. В «Атаке на Перл-Харбор» режиссер постарался как можно более подробно рассказать именно об этой исторической личности, сыгравшей одну из важных ролей в истории японского государства. На мой взгляд ему это вполне удалось.
Фильм может показаться слегка затянутым, но в моём случае это никак не повлияло на оценку этой киноленты. «Атака на Перл-Харбор» мне понравилась, я с удовольствием скачаю саундтрек к этому фильму, как только найду, что советую сделать и вам.