Эту довольно противоречивую, но в целом увлекательную военно-приключенческую ленту выдал в свет в 2010-ом году выдающийся австралийский постановщик Питер Уир («Шоу Трумана», «Хозяин морей: На краю Земли») по автобиографической книге «Побег из сталинского лагеря» (правдивость которой многие теперь, кстати, ставят под сомнение) поляка Славомира Равича, бывшего военного заключенного.
Действие этой истории разворачивается в 1940-ом году в Якутии, в самом жутком лагере НКВД для политзаключенных ГУЛаге, где сидят в основном поляки, балканцы и литовцы, но есть и русские, и даже американец, и где несколько заключенных решают однажды совершить дерзкий и почти самоубийственный побег, чтоб через жаркую пустыню Гоби и заснеженные Гималаи пешком перебраться в Индию. В пути американца Смита, русского зека Вальку, добряка Януша, Восса, Зорана, Томаша и примкнувшую к ним в пути девочку-сиротку Ирену ждут тяжелейшие испытания и жесточайшая борьба за выживание.
Если смотреть на фильм с исторической точки зрения, он, безусловно, не выдерживает никакой критики, особенно если вы, хотя бы поверхностно знакомы с трудами Александра Солженицына, но и с художественной — фильм у Уира получился неровный тоже во многом. Операторская работа оскароносного Рассела Бойда («Вечно молодой», «Кобб») бесспорно хороша, и пустыня, и горы сняты великолепно и реалистично, сюжет в общем тоже довольно захватывающий и драматичный, но поверить и погрузиться с головой в происходящее на экране всё равно не удается из-за, как мне кажется, очень поверхностно прописанных главных героев, которым за весь фильм так и не удается раскрыться для зрителя до конца, и соответственно сопереживать им в ответ, ну, никак не получается.
Актерские работы хороши, но непримечательны, поскольку играть великолепным актерам здесь по большому счету нечего, и лишь ирландец Колин Фаррелл в роли русского бандюгана Вальки выглядит в этой компании хоть немного живым и человечным и, несмотря на свою ломанную русскую речь, смотрится он в своем образе весьма убедительно. Маститый Эд Харрис («Оправданная жестокость»), талантливый Джим Стерджесс («Через Вселенную»), набирающая активно обороты Сирша Ронан («Милые кости»), харизматичный Марк Стронг («Рок-н-ролльщик»), Густаф Скарсгард («Кон-Тики») и Драгош Букур («Буги») совершенно не спасают этот фильм, в котором одна неточность накладывается на другую, увы, не давая возможности стать этой ленте чем-то цельным.