Один из сильных, запоминающихся сценариев XXI века. «Тварь ли я дрожащая или право имею…». «… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею.
— Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня.
— Э-эх, Соня! — вскрикнул он раздражительно, хотел, было, что-то ей возразить, но презрительно замолчал. — Не прерывай меня, Соня! Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Да, дела. Уж, не знаю, читал ли автор «Тетради смерти» — японский писатель и сценарист, по имени Тсугуми Охба, классику мировой литературы — «Преступление и наказание», Фёдора Михайловича Достоевского, но, по схожей линии психологии, могу сказать, что он точно о ней слышал.
Ведь и там, и там главным является не преступление, а наказани. Суровое, жёсткое, серьёзное. Сначала психологическое, затем физиологическое и, в конце, самое сильное — расплата разорванной душой. Сильно.
Из мира мёртвых, в наш, обыкновенный, земной падает тетрадь. Обратив на неё внимание, простой студент, по имени Ягами Лайт (Тацуя Фудзивара), подбирает её, открывает и обнаруживает, что в его руках мощное оружие против сильных мира сего. Но с определёнными правилами:
«Человек, чьё имя будет записано в тетради смерти, умрёт. Тетрадь не подействует, если пишущий имя не будет знать лица того, кто должен умереть. Таким образом, людям с одинаковыми именами ничего не грозит. Если причина смерти написана в течение 40 секунд после записи имени, то так оно и случится. Если причина смерти не указана, через 40 секунд, данный человек умрёт от сердечного приступа. После написания причины смерти, есть ещё 6 минут и 40 секунд для указания обстоятельства смерти. После отказа от тетради — человек забывает все связанное с ней».
Ухмыльнувшись, парень не верит в содержимое, но, ради любопытства, пишет имя первого попавшегося, увиденного по телевизору преступника, и преспокойно ложится спать. На утро он узнаёт, что всё произошло именно так, как он написал. Вообразив, что теперь он имеет право вершить правосудие, Ягами начинает массовое уничтожение преступников. Однако парню невдомёк, что по его следу идёт хитрый и неординарный сыщик, по кличке Л (Мацуяма Кэнити). Наказание не за горами. Но и Лайт не так-то прост. Кто победит в этой схватке и, будут ли здесь победители, вообще, вы узнаете, посмотрев этот фильм.
Всем любителям аниме, скажу сразу: я знаю ваше негативное отношение к этой экранизации и уважаю ваше решение. Но! Я читал всю мангу, видел аниме и, вот сейчас, посмотрел 2 фильма (вчера и сегодня). Поэтому, стараясь быть, как можно более объективным, я вижу, что историю не испортили, а наоборот, придали ей иное направление (так сказать, 2-ю версию). Ведь Ягами сильно отличается (характер, повадки, манеры, поведение), добавлены новые персонажи, изменён сюжет и, некоторые подходы к финалу. Но сама история выглядит нормально.
Что музыка (композитор Кэндзи Кавай), что режиссёр (Сюске Канэко), что сценаристы (Тсугуми Охба, Такеши Обата, Тецуя Оиши), не смогли убедить меня в том, что фильм плох. Всем тем, кто не знает, вообще, эту историю, я, конечно же, посоветую и мангу, и аниме, и фильм. Но тем, кто, по той или иной причине, не любит аниме, я, со всей должной совестью, рекомендую оценить эти два фильма (1, 2). История есть и она сильна. Сильна настолько, что о ней ещё будет говорить не одно поколение ребят. И это важно.
Смотреть, понимать и осознавать. Осознавать, что, как бы сильно мы не хотели бы такую тетрадь в нашей жизни, всегда существует расплата, наказание и кара. 10 баллов из 10.